Член семьи погибшего (умершего) инвалида и участников ВОВ не имеющего в собственности жилья, не являющийся членом семьи собственника, нуждающегося в улучшении жилищных условий имеет право на социальную поддержку для улучшения жилищных условий



Судья Тюлюпов Р.К.

дело № 33-37/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань

19 января 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Лавровой С.Е.,

судей областного суда Баранова Г.В., Поляковой К.В.

при секретаре Лагуткиной Д.Х.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е.

дело по кассационной жалобе администрации МО «Город Харабали»

на решение Харабалинского районного суда Астраханской области от 29 ноября 2010 года

по иску прокурора Харабалинского района Астраханской области в интересах Агисовой Сабили к Администрации МО «Город Харабали» об оспаривании действий

У С Т А Н О В И Л А :

Прокурор Харабалинского района Астраханской области обратился в суд с иском в интересах Агисовой С. к Администрации МО «город Харабали» о признании действий по отказу в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконными и о возложении обязанности осуществить постановку на учет, указав, что последняя является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны А.Ю.Н., имеет права и льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленных ст. 21,22 Федерального закона «О ветеранах», которая с --- зарегистрирована и проживает в <--->, который на праве собственности принадлежит мужу ее дочери Мендагазиеву Ш.Д. Решением жилищной комиссии администрации МО «город Харабали» от --- №--- Агисовой С. отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что Агисова С. обеспечена общей площадью жилого помещения более учетной нормы (12 кв.м.) и является членом семьи собственника жилого помещения. Просил признать действия Администрации МО «город Харабали» по отказу Агисовой С. в постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий, незаконным и обязать Администрацию МО «город Харабали» осуществить постановку на учет Агисовой С. В качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержала в полном объеме.

Агисова С. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Ее представитель Мендагазиев Ш. Д. просил удовлетворить заявленные требования, поскольку в силу закона она не является членом его семьи.

Представитель администрации МО «Город Харабали» Кузнецова О.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку Агисова С. является членом семьи собственника жилого помещения, и ее обеспеченность жилой площадью более учетной нормы.

Решением Харабалинского районного суда <---> от --- действия администрации МО «Город Харабали» по отказу Агисовой С. в постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий признаны незаконными и суд обязал осуществить ее постановку на учет.

В кассационной жалобе администрации МО «Город Харабали» ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права.

На заседание судебной коллегии Агисова С. и ее представитель не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства, сведений об уважительности причин своего отсутствия не представили. Учитывая надлежащее извещение сторон и в соответствии с требованиями ст. 354 ГПК РФ, судебная коллегия определила, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав докладчика, представителя администрации МО «Город Харабали» Кузнецову О.А., поддержавшую доводы жалобы, прокурора Петрову О.Н., полагавшую решение обоснованным, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по указанным в жалобе доводам.

В соответствии со ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Агисова С. является вдовой участника Великой Отечественной войны- А.Ю.Н., умершего ---, с --- зарегистрирована и проживает в домовладении по адресу: <--->, принадлежащем на праве собственности Мендагазиеву Ш.Д., с --- с ней заключен договор безвозмездного пользования жилым помещением. Общая площадь домовладения - <---> кв.м., жилая - <---> кв.м., в доме имеется печное (дрова, уголь) отопление, проведен водопровод, канализация. Помимо Агисовой С. в доме зарегистрированы и проживают собственник дома, ее дочь М.К.Ю. и семья внука, состоящая из трех человек.

Решением жилищной комиссии администрации МО «Город Харабали» от --- №--- Агисовой С. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что она обеспечена общей площадью жилого помещения более учетной нормы и является членом семьи собственника жилого помещения.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 указанного Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Указ Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» предусмотрел необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».

Указанные нормы законодательства предусматривают в качестве обязательного требования для улучшения жилищных условий- нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий предусмотрен ст. 51 ЖК РФ.

При постановке на учет органом местного самоуправления учитываются все действия гражданина за предшествующие 5 лет ( ст.53 ЖК РФ).

В соответствии со ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В силу ч.4 ст.52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Законом Астраханской области «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области» установлено, что для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма граждане представляют в орган местного самоуправления перечень необходимых документов(ст. 11).

Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в том числе, в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы (п.1); представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п.2 ст.54 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления

На территории МО «Город Харабали» учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена постановлением Главы Администрации МО «Город Харабали» №--- от --- в размере 12 квадратных метров общей площади на одного члена семьи.

Принимая решение об отказе в постановке Агисовой С. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий администрация МО «Город Харабали» исходила из того, что она является членом семьи собственника жилого помещения, и с учетом состава семьи является обеспеченной жилой площадью согласно учетной норме.

Суд правильно пришел к выводу о незаконности указанных действий, поскольку установлено, что Агисова С. в собственности жилья или других объектов недвижимости не имеет, проживает и зарегистрирована с --- в домовладении по адресу: <--->, принадлежащем на праве собственности Мендагазиеву Ш.Д., с --- с ней заключен договор безвозмездного пользования жилым помещением.

Довод администрации о том, что Агисова С. является членом семьи Мендагазиева Ш.Д. в судебном заседании проверялся и не нашел своего подтверждения. Из объяснений собственника жилого помещения следует, что Агисова С. является матерью его жены, но в его жилое помещение в качестве члена его семьи не вселялась, такого соглашения они не заключали, общего хозяйства они не вели, в настоящее время заключили договор безвозмездного пользования жилым помещением. Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, суду не представлено.

Доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, не опровергают выводов судебного решения, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и сводятся к переоценке доказательств, оснований для отмены решения суда по указанным доводам не имеется.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Харабалинского районного суда Астраханской области от 29 ноября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации МО «Город Харабали» – без удовлетворения.