На момент заключения кредитного договора семья являлась участником программы обеспечения жильем молодых семей, изменение семейного положения и состава семьи не является основанием для лишения возможности государственной поддержки в приобретении жилья



Судья Мелихова Н.В. Дело № 33-598/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 2 марта 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Шустовой Т.П.

судей областного суда Обносовой М.В., Поляковой К.В.

при секретаре Лагуткиной Д.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шустовой Т.П. дело по кассационной жалобе Администрации г. Астрахани на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 24 января 2011 года по заявлению Шунгалиевой Р.Р. об оспаривании постановления Администрации г. Астрахани,

УСТАНОВИЛА:

Шунгалиева P.P. обратилась в суд с заявлением, указав, что в феврале 2009 года обратилась в Администрацию г. Астрахани с заявлением о включении её семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». Постановлением администрации г. Астрахани от 19 мая 2009 года за № <..1..> её семья с составом три человека - она, бывший муж С., дочь - А., включена в состав участников подпрограммы. 14 августа 2009 года она расторгла брак с С., в связи с чем в постановление администрации г. Астрахани от 19 мая 2009 года внесены изменения в части указания состава её семьи. В октябре 2009 года она заключила договор купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: <...>. Деньги на приобретение квартиры предоставлены ей банком по ипотечному жилищному кредиту от 15 октября 2009 года. В ноябре 2009 года она представила эти документы ответчику. В январе 2010 года между ней и К. зарегистрирован брак, от которого 23 июня 2010 года родился сын . Не смотря на то, что состав её семьи увеличился, и жилищные условий не изменились, постановлением администрации г. Астрахани от 29 июня 2010 года № <..3..> она исключена из списка семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановление ею получено только 28 октября 2010 года, после чeго она обратилась в суд. Просила признать постановление недействительным, обязать ответчика поставить её с составом семьи из четырех человек на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, включить её семью с составом из четырех человек в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».

В судебном заседании Шунгалиева P.P. заявленные требования поддержала, просила суд восстановить срок на обращение в суд.

Представитель ответчика Администрации г. Астрахани Тырнова А.А. заявленные требования не признала.

Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 24 января 2011 года заявление Шунгалиевой Р.Р. удовлетворено в части: постановление администрации г. Астрахани от 29 июня 2010 года № <..3..> «Об исключении Шунгалиевой Р.Р. из списка молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» признано незаконным и отменено. Суд обязал администрацию г. Астрахани восстановить Шунгалиеву Р.Р. в списке молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи два человека. В остальной части заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе администрации г. Астрахани ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, нарушения норм материального и процессуального права, указано, что Шунгалиева Р.Р. не подтвердила нуждаемость своей семьи в жилом помещении, обеспечена общей площадью занимаемого жилого помещения более учетной нормы.

Заслушав докладчика по делу, выслушав представителя Администрации г. Астрахани Тырнову А.А., поддержавшую кассационную жалобу, Шунгалиеву P.P., ее представителя Дормидонова С.В., возражавших против доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».

Пунктом 5 Правил определены условия, при соответствии которым молодая семья может быть участницей подпрограммы. Согласно подпункту «а» возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет.

Подпунктом «б» пункта 5 установлено условие признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 Правил.

Разделом II указанных Правил определен порядок формирования списков молодых семей – участников подпрограммы, согласно которому орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и предоставляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей – участников подпрограммы, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом планируемых средств, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат и утверждает сводный список молодых семей – участников подпрограммы, а в дальнейшем утверждает списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка.

Постановлением Администрации г. Астрахани от 19 мая 2009 года № <..1..> Утегалиева (Шунгалиева) P.P., зарегистрированная по <...>, на общей площади <...> кв.м., с составом семьи 3 человека , включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы».

28 сентября 2009 года брак между С. и Утегалиевой Р.Р. расторгнут, в связи с чем Утегалиева P.P. обратилась в Администрацию г. Астрахани с заявлением об исключении бывшего мужа из состава её семьи.

Постановлением Администрации г. Астрахани от 27 ноября 2009 года № <..2..> в ранее вынесенное постановление Администрации г. Астрахани внесены изменения в части указания состава семьи Утегалиевой (Шунгалиевой) P.P. на состав семьи 2 человека.

20 октября 2009 года Утегалиева (Шунгалиева) P.P. на основании договора купли-продажи приобрела квартиру <...>, с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), предоставленного ОАО «...» (кредитный договор № <...> от 15 октября 2009 года).

23 января 2010 года Утегалиева P.P. зарегистрировала брак с К.

В адресованном в Администрацию г. Астрахани заявлении от 2 февраля 2010 года Шунгалиева Р.Р. просила о включении её в состав участников подпрограммы с составом семьи 3 человека .

Постановлением Администрации г. Астрахани от 29 июня 2010 года № <..3..> Шунгалиева P.P. исключена из списка молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ (утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма).

В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу статьи 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; создана препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Удовлетворяя требования заявителя о признании постановления Администрации г. Астрахани от 29 июня 2010 года № <..3..> незаконным и его отмене, суд первой инстанции исходил из того, что на момент заключения кредитного договора семья Шунгалиевой (Утегалиевой) Р.Р. являлась участником программы, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, а изменение семейного положения и состава семьи не является основанием для лишения её возможности государственной поддержки в приобретении жилья.

Судом также учтено, что супруг заявителя К. не достиг возраста 35 лет, жилого помещения в собственности не имеет.

Судебная коллегия считает вывод суда законным и обоснованным, поскольку Шунгалиева Р.Р. не утратила оснований для учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий после изменения состава семьи, семья Шунгалиевой Р.Р. соответствует понятию «молодая семья» применительно к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285, поскольку оба супруга не достигли возраста 35 лет.

Вместе с тем, судом первой инстанции требования заявителя о понуждении ответчика поставить Шунгалиеву P.P. с составом семьи из четырех человек на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включить её семью с составом из четырех человек в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» удовлетворены частично обоснованно, поскольку Шунгалиева P.P. исключена из списков молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, с составом семьи 2 человека, и может быть восстановлена в списках с этим же составом семьи.

На основании указанных обстоятельств суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о возложении на Администрацию г. Астрахани обязанности по восстановлению Шунгалиевой Р.Р. в списке молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи два человека.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, при таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Кировского районного суда г. Астрахани от 24 января 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г. Астрахани – без удовлетворения.