Обязательство о безвозмездной передаче жилья зависит от добровольного согласия граждан получить субсидию (государственный жилищный сертификат) на условиях, на которых она предоставляется и не предусматривает принудительного отчуждения имущества



Судья Мелихова Н.В. Дело № 33-1064/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 6 апреля 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Шустовой Т.П.

судей областного суда Баранова Г.В., Обносова М.В.

при секретаре Лесниковой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шустовой Т.П. дело по кассационной жалобе Бондаренко А.Т. на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 22 февраля 2011 года по иску Бондаренко А.Т. к Правительству Астраханской области, с привлечением третьих лиц Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, Министерства финансов Астраханской области, муниципального образования «Поселок Волго-Каспийский» о признании действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛА:

Бондаренко А.Т. обратилась в суд с иском к Правительству Астраханской области, указав, что в 2002 году она переехала из г. Архангельска в Астраханскую область, продав квартиру в г. Архангельск за <...> рублей. На эти денежные средства она приобрела квартиру в пос. Волго-Каспийский Камызякского района Астраханской области. Поскольку она являлась участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, 26 апреля 2010 года ей выдан государственный жилищный сертификат на сумму <...> рублей. Из суммы сертификата вычтена сумма денежных средств, полученных ею при продаже квартиры в г. Архангельск. Считает данные действия незаконными, поскольку законом предусмотрен только обмен принадлежащего гражданину жилого помещения на государственный жилищный сертификат. Нарушением её прав на жилище и тем, что она вынуждена доказывать свою правоту в судебном порядке, ей причиняются моральные страдания. Просила признать действия Правительства Астраханской области в части вычета из суммы государственного жилищного сертификата <...> рублей незаконными, взыскать с ответчика в её пользу компенсацию морального вреда в размере <...> рублей и оставить за ней жилое помещение, расположенное по адресу: <...>.

В судебном заседании истец Бондаренко А.Т. и её представитель по доверенности Ковалева Н.Е. заявленные требования в части оставления за истцом жилого помещения в пос. Волго-Каспийский не поддержали, просили не рассматривать. В остальной части требования поддержали, просили удовлетворить.

Представитель Правительства Астраханской области Сазонова С.А., представитель Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области Леликова И.П., представитель Министерства финансов Астраханской области Болушева С.В. с заявленными требованиями не согласились, просили в их удовлетворении отказать.

Представитель Муниципального образования «Поселок Волго-Каспийский» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 22 февраля 2011 года в удовлетворении искового заявления Бондаренко А.Т. к Правительству Астраханской области о признании действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда отказано в полном объеме.

В кассационной жалобе Бондаренко А.Т. ставится вопрос об отмене решения суда, указано, что сумма жилищного сертификата незаконно уменьшена на <...> рублей.

На заседание судебной коллегии не явились представители Министерства финансов Астраханской области и муниципального образования «Поселок Волго-Каспийский», ходатайств об отложении дела не представили. Учитывая надлежащее извещение неявившихся лиц, судебная коллегия в соответствии со статьей 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Заслушав докладчика, выслушав Бондаренко А.Т., поддержавшую кассационную жалобу, представителей Правительства Астраханской области Сазонову С.А., Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области Леликову И.П., возражавших против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по указанным в ней доводам.

В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, органами исполнительной власти субъектов РФ предоставляются жилищные субсидии (сертификаты).

В силу статьи 6 указанного закона условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта РФ или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат. Гражданам, продавшим жилье, принадлежавшее им на праве собственности, размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли-продажи.

Из материалов дела следует, что Бондаренко А.Т. состояла в списке очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий при администрации г. Астрахани и являлась участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

26 апреля 2010 года Бондаренко А.Т. выдан государственный жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья общей площадью <...> кв.м. в размере <...> рублей.

Размер социальной выплаты, подлежащей к выдаче, уменьшен на сумму, полученную Бондаренко А.Т. по договору купли-продажи жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности в г. ­Архангельске, - на <...> рублей.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В силу пункта 16 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере 33 кв.м. - для одиноко проживающего гражданина.

Согласно абзацу третьему пункта 30 Правил граждане - участники подпрограммы, имеющие жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности или им и членам их семьи на праве общей собственности, под роспись уведомляются, что сертификат выдается им только в случае, если они и члены их семьи примут на себя обязательство о безвозмездной передаче принадлежащих им на праве собственности и свободных от обязательств жилых помещений в государственную или муниципальную собственность.

В силу пп. «в» пункта 16.1 указанных Правил гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

Исходя из указанных положений, жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат. Обязательство о безвозмездной передаче жилья зависит исключительно от добровольного согласия граждан получить субсидию на условиях, на которых она предоставляется и не предусматривает принудительного, без согласия собственника, отчуждения его имущества.

15 апреля 2010 года Бондаренко А.Т. подписано обязательство об освобождении и сдаче в установленном законом порядке принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <...>.

При выдаче государственного жилищного сертификата Бондаренко А.Т. ознакомлена с условиями его получении, с ними согласилась, о чем указала в заявлении от 9 апреля 2010 года, заверенном нотариально.

В настоящее время полученный Бондаренко А.Т. государственный жилищный сертификат ею реализован, на него приобретена благоустроенная квартира общей площадью <...> кв.м.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к законному и обоснованному выводу, что права Бондаренко А.Т. при выдаче государственного жилищного сертификата не были нарушены, в связи с чем в удовлетворении иска отказано.

Судебная коллегия считает, что обжалуемое решение вынесено в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, а доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и сводятся к несогласию с выводами суда и оценкой представленных по делу доказательств, оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Кировского районного суда г. Астрахани от 22 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бондаренко А.Т. – без удовлетворения.