судья Чернышева Е.А. дело № 33 - 1145/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 20 апреля 2011 года
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: О.Б. Спрыгиной
судей областного суда: К.В. Поляковой, И.В. Егоровой
при секретаре: Н.В. Потаповой,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи О.Б. Спрыгиной дело по кассационной жалобе УПФ РФ в Трусовском районе г. Астрахани на решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 17 марта 2011 года по делу по иску Закиева З.Р.о. к Управлению пенсионного фонда РФ в Трусовском районе г. Астрахани о признании незаконным отказа пенсионного органа в назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с иском, указав, что решением комиссии Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в Трусовском районе г. Астрахани 04.08.2010 ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, ввиду отсутствия требуемого специального стажа. Из подсчета льготного стажа исключены периоды работы с 1.01.1994 по 8.07.1997 в должности водолаза в Совместном предприятии «<данные изъяты>», поскольку не указано в каком государстве и в каком городе проходила работа.
Истец просит признать решение в части отказа пенсионного органа в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, обязать УПФ РФ в Трусовском районе г. Астрахани включить указанные периоды в специальный стаж и назначить трудовую пенсию с момента возникновения права, то есть с 5.05.2010.
В судебном заседании Закиев З.Р.о. и его представитель - адвокат Журавлевич А.Д. поддержали заявленные требования.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в Трусовском районе г. Астрахани Голинко Н.Н. иск не признала.
Решением Трусовского районного суда г. Астрахани от 17.03.2011 исковые требования Закиева З.Р.о. удовлетворены.
В кассационной жалобе представитель Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в Трусовском районе г. Астрахани ставит вопрос об отмене решения суда, ввиду неправильного применения норм материального права.
Истец Закиев З.Р.о., надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, на заседание судебной коллегии не явился. На основании ч. 2 ст. 354 ГПК РФ кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствии.
Заслушав представителя Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в Трусовском районе г. Астрахани Аникину М.Г., поддержавшую жалобу, представителя истца адвоката Журавлевич А.Д., возражавшей против удовлетворения доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п.п. 1 ст. 27 Закона "О трудовых пенсиях в РФ" Трудовая пенсия по старости назначаема ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Судом первой инстанции установлено, что решением комиссии Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в Трусовском районе г. Астрахани от 04.08.2010 Закиеву З.Р.о. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, ввиду отсутствия требуемого специального стажа. Из подсчета льготного стажа исключены периоды работы с 1.01.1994 по 8.07.1997 в должности водолаза в Совместном предприятии «<данные изъяты>», поскольку не указано, в каком государстве и в каком городе проходила работа.
Списками № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение и пенсию за выслугу лет утверждены наименование профессий, должностей и производств, при выполнении которых назначается досрочная пенсия по п.п. 1,2 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
В соответствии со Списком N 1 (разд. XXIII "Общие профессии", позиция 12100000-11465), утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются водолазы и другие работники, занятые работой под водой, в том числе в условиях повышенного атмосферного давления, не менее 275 часов в год, т.е. 25 часов в месяц.
Для досрочного назначения водолазам трудовой пенсии по старости по Списку №1 основным условием является наличие не менее 10 лет стажа на соответствующих видах работ для мужчин и не менее 7 лет 6 месяцев для женщин при общем страховом стаже соответственно не менее 20 и 15 лет.
В связи с особым характером работы водолазов и других работников, занятых на работах под водой, кроме этих условий для них законодательством установлены дополнительные требования, выражающиеся в количестве времени пребывания под водой. Поэтому стаж на соответствующих видах работ водолазам исчисляется по часам подводной работы.
Стаж на соответствующих видах работ исчисляется по годам, исходя из 275 часов в год. За полные учитываются те годы, в течение которых водолаз был под водой не менее 275 часов.
Годы, в течение которых водолаз находился под водой менее 275 часов, исчисляются по месяцам, исходя из месячной нормы 25 часов в месяц. Месяц, в котором имеется 25 часов и более подводной работы учитывается как один месяц, а менее 25 часов подводной работы - исключается из подсчета такого стажа.
Из материалов дела следует, что истец на основании приказа № 1 от 1.01.1994 принят на должность водолаза 1 класса 1 группы специализации в совместное предприятие «<данные изъяты>» <данные изъяты>. Приказом № № им подтверждена квалификация водолаза. По приказу № № Закиев З.Р.о. уволен по собственному желанию. Печать к трудовой книжке за указанный период трудовой деятельности была переведена с английского языка, где имеется указание на предприятие «<данные изъяты>», подводное обслуживание <данные изъяты>, водолазное подразделение.
Истцом в подтверждение периода работы в СП «<данные изъяты>» предоставлено письмо руководства совместного предприятия от 29.03.1994, согласно которому совместное предприятие «<данные изъяты>» располагалось в <адрес> республики <адрес>.
Согласно сведениям в личной книжке водолаза № №, с января по декабрь 1994 Закиев З.Р. о. пробыл под водой 543 часа 30 минут, с января по декабрь 1995 - 544 часа 30 минут, с января 1996 по декабрь 1996 - 553 часа 20
минут, с января 1997 по июль 1997 - 267 часов, за период с января по июнь 1997 по 42
часа ежемесячно. На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к
правильному выводу о том, что специальный стаж за период работы истца в СП
«<адрес>» составляет 3 года 6 месяцев.
Права граждан на социальное обеспечение по возрасту обеспечиваются нормами как международного, так и российского законодательства. В первую очередь, к основаниям, определяющим право на пенсионное обеспечение по старости, относятся конституционные положения. Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный гарантированный минимальный размер оплаты труда. А также обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину Российской Федерации социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных установленных законом случаях. В соответствии Законом N 173-ФЗ устанавливаются государственные пенсии и иные социальные пособия. Данные положения Конституции Российской Федерации являются основополагающими. На основе этих положений принимаются все законодательные акты, относящиеся к пенсионному обеспечению в России. К таким законодательным актам относится Закон N 173-ФЗ, который устанавливает положение о том, что трудовые пенсии, в том числе трудовая пенсия по старости, выплачиваются только в соответствии с этим законодательным актом.
Положения упомянутого Закона дополняются и уточняются другими федеральными законами, содержащими положения о пенсионном обеспечении. К ним относятся в первую очередь: Закон N 167-ФЗ и Закон N 166-ФЗ, а также другие законы, подзаконные нормативные правовые акты и ряд постановлений Правительства Российской Федерации.
Статья 15 Конституции Российской Федерации в п.4 устанавливает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации над российским законодательством. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Указанные конституционные положения применяются и к нормам о трудовых пенсиях. Если положения Закона N 167-ФЗ не соответствуют действующим международным договорам Российской Федерации, то применяются нормы соответствующего международного договора Российской Федерации.
Соглашение от 13.03,1992 о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения. подписанное представителями России, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана. Молдовы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. В Соглашении указывается, что каждое государство - участник Содружества должно нести ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан. Государства-участники. подписавшие данное Соглашение, признают свои "обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в состав СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения. признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения".
При таких обстоятельствах, районный суд обоснованно пришел к выводу о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии периода работы истца с 1.01.1994 по 8.07.1997 в должности водолаза в Совместном предприятии «<данные изъяты>», находящегося в <адрес>.
С учетом положений ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», суд первой инстанции правильно определил дату назначения пенсии, со дня обращения в пенсионный орган - с 05.05.2010.
При разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению. Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Трусовского районного суда г.Астрахани от 17 марта 2011 года
оставить без изменения, кассационную жалобу УПФ РФ в Трусовском районе г.
Астрахани - без удовлетворения.