Представление прокурора об устранении нарушений законодательства «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» признано не соответствующим закону



Судья Юденкова Э.А. Дело № 33-1220/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 27 апреля 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Лавровой С.Е.

судей областного суда Губернаторова Ю.Ю., Поляковой К.В.

при секретаре Дорохиной С. В.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е.

дело по кассационному представлению прокурора

на решение Советского районного суда г. Астрахани от 18 марта2011 года

по заявлению Управления министерства социального развития и труда Астраханской области по Советскому району г. Астрахани об оспаривании представления прокуратуры Советского района г. Астрахани,

у с т а н о в и л а :

Управление министерства социального развития и труда Астраханской области по Советскому району г. Астрахани обратилось в суд с заявление об оспаривании представления прокуратуры Советского района г. Астрахани, указав, что в адрес управления министерства социального развития и труда Астраханской области по Советскому району прокуратурой Советского района г. Астрахани вынесено представление об устранении нарушений законодательства «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 07.10.2010 года № З-ж-2009, согласно которому на управление министерства возложена обязанность принять меры к устранению нарушений законодательства, а именно, произвести начисление компенсации оплаты за жилое помещение Ж.Ш.Р., которая была прекращена в июне 2010 года, а также привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, прекративших ее начисление. Полагают представление незаконным и необоснованным, поскольку на управление министерства социального развития и труда Астраханской области по Советскому району незаконно возложены указанные обязанности.

В судебном заседании представитель Управления министерства социального развития и труда Астраханской области по Советскому району г. Астрахани Абольянина Л.В. заявление поддержала в полном объеме, просила признать представление незаконным и отменить его.

Представитель прокуратуры Советского района г. Астрахани Плотникова О.Н. возражала против удовлетворения заявления.

Решением Советского районного суда г. Астрахани от 18 марта 2011 года заявление управления министерства социального развития и труда Астраханской области по Советскому району г. Астрахани об оспаривании представления прокуратуры Советского района г. Астрахани удовлетворено. Суд признал незаконным и отменил представление прокурора Советского района г. Астрахани «Об устранении нарушений законодательства «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 7 октября 2010 года № з - ж-2009.

В кассационном представлении прокурора ставится вопрос об отмене решения суда и прекращении производства по делу в связи с тем, что нарушений прав управления министерства социального развития и труда Астраханской области по Советскому району г. Астрахани, оспариваемым представлением прокурора допущено не было.

Заслушав докладчика, представителя Управления министерства социального развития и труда Астраханской области по Советскому району г. Астрахани Абольянину Л.В., возражавшую против удовлетворения представления, прокурора Петрову О.Н., поддержавшую доводы кассационного представления, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного постановления.

Судом установлено, что 7 октября 2010 года прокуратурой Советского района г.Астрахани в адрес Управления министерства социального развития и труда Астраханской области в Советском районе г.Астрахани вынесено представление об устранении нарушений законодательства «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 7 октября 2010 года № З-ж-2009, согласно которому на заявителя возложена обязанность принять меры к устранению нарушений законодательства, а именно, произвести начисление компенсации оплаты за жилое помещение Ж.Ш.Р., которая была прекращена в июне 2010 года, а также привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, прекративших ее начисление.

Согласно справке СМЭ №--- Ж.Ш.Р. является инвалидом <---> группы по общему заболеванию и получает в настоящее время компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг в соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в размере 50 % на оплату коммунальных услуг. До июня 2010 года Ж.Ш.Р. начислялась также компенсация в размере 50 % на оплату жилого помещения. Данное начисление производилось министерством жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области до 1 января 2010 года, а затем полномочия по представлению льгот инвалидам были переданы министерству социального развития и труда Астраханской области и начисления производились до 1 июня 2010 года.

В соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).

На основании ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

С июня 2010 года управлением министерства социального развития и труда Астраханской области по Советскому району г. Астрахани расходы по содержанию жилого фонда Ж.Ш.Р. не возмещаются, поскольку не предусмотрено право инвалидов на социальную поддержку по оплате приватизированного жилого помещения.

Квартира, расположенная по адресу: <---> передана на основании договора передачи №--- от --- в собственность граждан в порядке приватизации, что подтверждается письмом Управления муниципального имущества администрации г.Астрахани от ---.

Собственниками квартиры, расположенной по адресу: <---> являются: Ж.Д.Ш.- <---> доли с ---, Ж.Ш.Р.- <---> доли с ---, Ж.Д.Ш.- <---> доли с ---, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.

Скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения предоставляется только гражданам из числа инвалидов, проживающих в домах государственного и муниципального жилищного фонда.

Статьей 19 ЖК РФ предусмотрено, что жилищный фонд, в зависимости от формы собственности, подразделяется на: 1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; 2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); 3) муниципальный жилищный фонд -совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Таким образом, названная норма относит жилые помещения, находящиеся в собственности Российской Федерации и ее субъектов, к государственному жилищному фонду, а жилые помещения, находящиеся в собственности муниципальных образований, - к муниципальному жилищному фонду. Жилые помещения, находящиеся в собственности граждан, независимо от основания их приобретения (договор купли-продажи, мены, бесплатной передачи государственного имущества и так далее) отнесены к частному жилищному фонду. При этом Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя понятие жилищного фонда, исходит из множественности жилых помещений, находящихся в собственности различных субъектов, которые могут являться составной частью многоквартирного дома, и не исключает возможности нахождения всех жилых помещений многоквартирного дома в государственной или муниципальной собственности.

В связи с этим право на скидку по оплате жилого помещения имеют граждане, ставшие инвалидами и проживающие в домах, состоящих не только из жилых помещений (в том числе квартир), принадлежащих государственным и муниципальным образованиям, но и в домах, жилые помещения в которых относятся к разным формам собственности, при условии, что конкретные жилые помещения, занимаемые инвалидами, принадлежат на праве собственности Российской Федерации (субъекту Российской Федерации) или муниципальному образованию.

Граждане из числа инвалидов, проживающие в квартирах, находящихся в многоквартирных домах и принадлежащих им на праве собственности, права на предоставление 50-процентной скидки на оплату жилого помещения не имеют.

Поскольку Ж.Ш.Р. является собственником доли жилого помещения, у него отсутствует право на получение 50-процентной скидки на оплату жилого помещения и представление прокуратуры Советского района г.Астрахани от 7 октября 2010 года №з-ж-2009 не соответствует вышеприведенным нормам законодательства, поэтому суд правомерно удовлетворил заявленные требования и отменил представление прокурора.

Доводы кассационного представления выводов суда не опровергают и не являются основанием к отмене состоявшегося решения.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Советского районного суда г. Астрахани от 18 марта 2011 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора – без удовлетворения.