Судья Гончарова Ю.С.
дело № 33-1477/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань
4 мая 2011 года
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Лавровой С.Е.,
судей областного суда Обносовой М.В., Шустовой Т.П.
при секретаре Панаевой К.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е.
дело по кассационной жалобе администрации города Астрахани
на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 22 марта 2011 года
по заявлению Токарева М.К. к администрации г. Астрахани об оспаривании решения органа местного самоуправления
У С Т А Н О В И Л А :
Токарев М. К. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий администрации г. Астрахани, указав, что постановлением администрации г. Астрахани №--- от 30 ноября 2010 года ему отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по списку участников ВОВ по основаниям п. 3 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ. Однако он является участником Великой Отечественной Войны, признан в установленном порядке ветераном военной службы, имеет право на льготы, предусмотренные Федеральным Законом «О ветеранах», в том числе, предоставление жилого помещения. Своим правом он ранее не пользовался. Администрация г. Астрахани отказала ему в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, мотивируя отказ тем, что он намеренно совершил действия по ухудшению своих жилищных условий с целью приобретения права стоять на учете. Отказ не основан на законе, поэтому просил признать действия администрации г. Астрахани незаконными и обязать администрацию принять его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по списку участников Великой Отечественной Войны.
В судебном заседании представитель Токарева М.К. Куценко Т.В. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представители администрации г. Астрахани, Правительства Астраханской области, министерств социального развития и труда Астраханской области, будучи надлежащим образом извещенными, в судебное заседание не явились, об уважительности причин своего отсутствия суд не известили.
Представитель министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области Леликова И.П. в судебном заседании в иске просила отказать в полном объеме, в том числе по причине пропуска срока исковой давности.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 22 марта 2011 года заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе администрации города Астрахани ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права. Полагает, что у суда не было оснований для удовлетворения иска.
На заседание судебной коллегии Токарев М.К., его представитель, представители Правительства Астраханской области, министерств социального развития и труда Астраханской области не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства, сведений об уважительности причин своего отсутствия не представили. Учитывая надлежащее извещение сторон и в соответствии с требованиями ст. 354 ГПК РФ, судебная коллегия определила, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав докладчика, представителя администрации города Астрахани Тырнову А.А., поддержавшую доводы жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по указанным в жалобе доводам.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 указанного Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Указ Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» предусмотрел необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».
Указанные нормы законодательства предусматривают в качестве обязательного требования для улучшения жилищных условий - нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий предусмотрен ст. 51 ЖК РФ.
При постановке на учет органом местного самоуправления учитываются все действия гражданина за предшествующие 5 лет ( ст.53 ЖК РФ).
В соответствии со ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В силу ч.4 ст.52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Законом Астраханской области «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области» установлено, что для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма граждане представляют в орган местного самоуправления перечень необходимых документов (ст. 11).
Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в том числе, в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы (п.1); представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п.2 ст.54 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления
На территории МО «Город Астрахань» учетная норма общей площади, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена решением Совета МО «Город Астрахань» от 30.05.2006г. № 61 в размере 11 квадратных метров общей площади на одного члена семьи.
Из материалов дела следует, что Установлено, что в декабре 1997 года истец и семья его сына Т.М.А. в составе четырех человек- сын, его супруга Т.Т.Б. и двое детей Д.С.В. и Токарев М.А. приобрели в собственность по договору мены 1-этажный жилой дом, расположенный по адресу: <--->, общей площадью <---> кв.м., в котором каждый имел право по <---> доли. Указанный жилой дом состоит из подвала, в котором расположены два подсобных помещения, не пригодных для проживания, общей площадью <---> кв.м. и 1-го этажа, общей площадью <---> кв.м., в том числе жилой площадью <---> кв.м. На долю истца приходится <---> кв.м. жилой площади, что менее учетной нормы. Фактически истец проживает в комнате площадью <---> кв.м.
18 декабря 2009 г. истец заключил договор дарения со своим сыном Т.А.М., согласно которому подарил сыну принадлежащую ему <---> доли указанного домовладения. При этом истец сохранял право пользования и проживания в данном доме. Только спустя год после дарения истец обратился с заявлением в администрацию о постановке на учет.
Токарев М.К. является участником Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны-ст.14 Закона «О ветеранах», собственного жилья ни по договору социального найма, ни в собственности, истец не имеет. Является членом семьи нанимателя и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Фактические условия проживания свидетельствуют о необходимости улучшения жилищных условий, поскольку комната, в которой проживает истец, имеет площадь <---> кв.м. Токарев М.К. является лежачим больным, нуждается в отдельном жилом помещении.
С учетом приведенных норм права и установленных обстоятельств суд обоснованно признал отказ в постановке Токарева М.К. на учет нуждающихся в жилых помещениях незаконным,
Доводы администрации о намеренном ухудшении истцом своих жилищных условий судом проверялись и не нашли своего подтверждения. Не нашли своего подтверждения и доводы администрации города Астрахани о пропуске Токаревым М.К. срока на обращение е суд.
Доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, оснований для отмены решения суда по указанным доводам не имеется.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Кировского районного суда г. Астрахани от 22 марта 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Астрахани - – без удовлетворения.