Поскольку заявитель не поставлен на соответствующий учет по обеспечению транспортным средством в органах соцзащиты населения до 01.01.2005 г., право на бесплатное получение ТС или эквивалентной его стоимости денежной компенсации у него не возникло.



Судья Шамухамедова Е.В. Дело № 33-1594/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 18 мая 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Лавровой С.Е.

судей областного суда Егоровой И.В., Шустовой Т.П.

при секретаре Лагуткиной Д.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шустовой Т.П. дело по кассационной жалобе Асланьянц А.А. на решение Советского районного суда г. Астрахани от 4 марта 2011 года по заявлению прокурора Астраханской области в интересах Асланьянц А.А. о признании незаконным бездействия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации,

установила:

Прокурор Астраханской области обратился в суд с заявлением в интересах Асланьянц А.А., указав, что она является инвалидом третьей группы вследствие общего заболевания и имеет право на льготы, предусмотренные для инвалидов. 31 мая 2003 года Асланьянц А.А. органами социальной защиты предоставлен в бесплатное пользование автомобиль <...> на семилетний срок эксплуатации в соответствии с Федеральным Законом от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Установленный срок эксплуатации транспортного средства истек 31 мая 2010 года. Замена автомобиля до настоящего времени не произведена. В связи с этим она обратилась в Министерство социального развития и труда Астраханской области с просьбой о замене автомобиля, однако ответом от 20 апреля 2010 года № <...> в удовлетворении заявления отказано по тем основаниям, что право инвалидов на повторное получение автомобиля по истечении семилетнего срока его эксплуатации или его замену действующим законодательством не предусмотрено в связи с тем, что распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 2347 утратило силу, и до настоящего времени не определен порядок и сроки, по истечении которых предоставленный ранее автомобиль подлежит замене. Полагают, что данный отказ незаконен. Просил суд признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и обязать произвести замену транспортного средства <...> Асланьянц А.А. в 2011 году.

В судебном заседании старший прокурор отдела прокуратуры Астраханской области Листопадская О.А. заявление поддержала и просила удовлетворить его в полном объеме.

Заявитель Асланьянц А.А. в судебном заседании поддержала заявление прокурора.

Решением Советского районного суда г. Астрахани от 4 марта 2011 года заявление прокурора оставлено без удовлетворения.

В кассационной жалобе Асланьянц А.А. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права, считает вывод суда о том, что условием бесплатного предоставления инвалиду транспортного средства является факт его постановки на соответствующий учет в органах социальной защиты населения на 1 января 2005 года, неверным, поскольку право на требование о замене транспортного средства возникло у неё только после истечения семилетнего срока его эксплуатации - 1 июня 2010 года.

На заседание судебной коллегии не явились представитель Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, ходатайств об отложении дела не представили. Учитывая надлежащее извещение неявившихся лиц, судебная коллегия в соответствии со статьей 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Заслушав докладчика, выслушав Асланьянц А.А., прокурора Шаповалова С.С., поддержавших доводы жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о законности принятого решения.

Статьей 30 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в редакции от 10 января 2003 года инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях.

Судом установлено, что 31 мая 2003 года Асланьянц А.А. как инвалид, имевший соответствующие медицинские показания для получения транспортного средства, в соответствии с действовавшим до 1 января 2005 года законодательством была обеспечена бесплатно сроком на семь лет автомобилем марки <...>.

Пунктом 28 статьи 63 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» статья 30 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» признана утратившей силу.

Статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В отношении указанных категорий инвалидов, у которых на время вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ было не реализовано возникшее право на льготы в натуральной форме (обеспечение автотранспортом по медицинским показаниям), в настоящее время действуют Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 года № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» и Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года № 670 «О порядке предоставления легковых автомобилей и выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями».

Вышеуказанными нормативными правовыми актами предусматривается, что в 2008 - 2009 годах инвалиды - граждане Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями (независимо от того обеспечиваются они транспортным средством впервые или взамен ранее предоставленного транспортного средства), должны быть обеспечены за счет средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация.

Исходя из положений указанных правовых актов, регулирующих в настоящее время вопросы обеспечения инвалидов, у которых право на получение транспортного средства (в том числе право на его получение по истечении семилетнего срока эксплуатации) возникло до 1 января 2005 года, одним из основных условий для предоставления инвалиду транспортного средства бесплатно или выплаты единовременной денежной компенсации является факт его постановки на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации на 1 января 2005 года.

Поскольку судом первой инстанции установлено, что Асланьянц А.А. не была поставлена на соответствующий учет по обеспечению транспортным средством в органах соцзащиты населения до 1 января 2005 года, так как не истек семилетний срок эксплуатации ранее предоставленного автомобиля, право на бесплатное получение транспортного средства или эквивалентной его стоимости денежной компенсации у неё не возникло.

При изложенных обстоятельствах выводы суда первой инстанции об отсутствии у заявителя права на получение транспортного средства являются законными и обоснованными. Используемый в настоящее время Асланьянц А.А. автомобиль может быть передан заявителю в собственность на основании решения органа государственной власти Астраханской области.

Таким образом, районный суд обоснованно отказал в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Вопреки доводам жалобы установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.

Доводы жалобы сводятся к несогласию с оценкой суда установленных по делу обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены вынесенного решения.

Поскольку доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

определила:

решение Советского районного суда г. Астрахани от 4 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Асланьянц А.А. – без удовлетворения.