судья Широкова Д.В. Дело № 33–1649/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 25 мая 2011 года
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Костиной Л.И.,
судей областного суда Обносовой М.В., Авериной Е.Г.,
при секретаре Васильевой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Костиной Л.И.
дело кассационной жалобе Ширяевой Т.Ю.
на решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 21 апреля 2011 года
по иску Ширяевой Т.Ю. к Волго-каспийскому территориальному управлению Росрыболовства о признании расторжения служебного контракта и увольнении с должности государственной службы незаконным, восстановлении в ранее замещаемой должности государственной гражданской службы,
у с т а н о в и л а :
Ширяева Т.Ю. обратилась в суд с иском, указав, что работала у ответчика с 20 августа 2007 года, с 7 сентября 2009 года – в должности ххх 25 октября 2010 года ей вручено уведомление о предстоящем увольнении по сокращению штата. 1 декабря 2010 года она уволена по указанному основанию. Считает увольнение незаконным, поскольку имеет ххх Просит признать увольнение незаконным и восстановить ее в ранее занимаемой должности.
В судебном заседании Ширяева Т.Ю. поддержала исковые требования.
Представитель ответчика Агафонова Ю.И. иск не признала.
Решением Ленинского районного суда г. Астрахани от 21 апреля 2011 года в удовлетворении исковых требований Ширяевой Т.Ю. отказано.
В кассационной жалобе Ширяева Т.Ю. ставит вопрос об отмене решения по тем основаниям, что суд не применил к рассматриваемым правоотношениям положения ст. 261 ТК РФ; не учел, что предупреждение о сокращении имело место менее чем за два месяца до увольнения; суд не проверил соответствуют ли предложенные ей ответчиком должности ее профессии, квалификации и образованию, не требуется ли для их занятия проведение конкурса; не проверен факт наличия у работодателя иных, кроме предложенных, вакантных должностей.
Заслушав докладчика, объяснения Ширяевой Т.Ю., поддержавшей доводы жалобы, представителя ответчика Агафоновой Ю.Н., возражавшей против удовлетворения жалобы, заключение прокурора Бурхетьевой Е.М. о законности и обоснованности принятого решения, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает необходимым решение отменить по основаниям существенного нарушения норм материального права.
Из материалов дела следует, что приказом ... от +++ Ширяева Т.Ю. принята на федеральную государственную гражданскую службу и назначена ответчиком на должность специалистаххх, приказом ... от +++ назначена на должность ххх, приказом ... от +++ назначена на должность ххх, приказом ... от +++ назначена на должность ххх, приказом ... от +++ назначена на должность ххх
На основании приказа ... от +++ освобождена от замещаемой должности и уволена с федеральной государственной гражданской службы по пункту 6 части 1 статьи 33 Закона Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации» по основанию отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы.
Проверяя доводы Ширяевой Т.Ю. о незаконности увольнения, районный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска. Однако судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции основанным на неправильном применении норм материального права.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).
В силу статьи 5 названного закона регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;
В соответствии с пунктом 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (в редакции Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 года № 63, от 28 сентября 2010 года № 22) при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
При этом необходимо иметь в виду, что исходя из статьи 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно статье 31 Закона Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае: 1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе; 2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
При реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.
При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим.
В силу статьи 33 Закона Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации» общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются: отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона).
Таким образом, представителем нанимателя должны быть представлены доказательства, подтверждающие, что после предупреждения о высвобождении государственному гражданскому служащему предлагались вакантные должности в этом государственном органе, а при их отсутствии - хотя бы одна вакантная должность в другом государственном органе, и он отказался от предложенной работы либо отказался от прохождения переподготовки (переквалификации) в порядке, установленном законодательством РФ и субъектов РФ о государственной службе. При этом под предложением о вакантной должности понимается исходящее от уполномоченного должностного лица кадровой службы государственного органа предложение о назначении на государственную должность государственной службы, в том числе нижестоящую, обязанности по которой государственный служащий может выполнять с учетом его профессии, квалификации и ранее занимаемой должности.
При увольнении гражданского служащего по пункту 6 части 1 статьи 33 вышеуказанного Закона следует учитывать Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (в редакции Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 года № 63, от 28 сентября 2010 года № 22), давшего разъяснения по применению Трудового кодекса Российской Федерации в случаях увольнения работников по аналогичному основанию.
Рассматривая требования гражданского служащего об оспаривании законности увольнения по пункту 6 части 1 статьи 33 Закона Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации» суд обязан проверить соблюдение представителем нанимателя следующих условий:
- сокращение должностей гражданской службы в государственном органе действительно (реально) имело место;
- гражданский служащий не имел преимущественного права на замещение иной должности гражданской службы;
- гражданский служащий заранее, за два месяца до сокращения должностей в государственном органе предупрежден о предстоящем сокращении его должности в письменном виде;
- профсоюзный орган своевременно проинформирован представителем нанимателя о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим в связи с сокращением соответствующей должности гражданской службы;
- отсутствовала возможность предоставления гражданскому служащему иной должности гражданской службы в том же либо в другом государственном органе; гражданский служащий изъявил желание пройти профессиональную переподготовку (повышение квалификации), но у представителя нанимателя такая возможность отсутствовала;
- гражданский служащий отказался от профессиональной переподготовки (повышения квалификации) либо от предложенной должности, в том числе после прохождения профессиональной переподготовки (повышения квалификации).
Обязанность доказать, что сокращение численности работников или штата действительно (реально) имеет место, лежит на работодателе. Это обстоятельство должно быть подтверждено приказом о сокращении численности или штата работников и новым штатным расписанием.
Из представленных материалов дела следует, что приказом ... от +++ в целях эффективного осуществления деятельности Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства утверждено новое штатное расписание, вводимое в действие с +++. Штатное расписание, утвержденное приказом ... от +++, признано утратившим силу.
В ходе рассмотрения суду следовало сравнить вышеуказанные штатные расписания на предмет изменения реального сокращения численности штата. Кроме этого, суд должен был проверить, а представитель нанимателя доказать объективные причины сокращения штата. В случае сокращения должностей в результате реорганизационных действий, суд должен был проверить процедуру реорганизации на предмет перераспределения обязанностей сокращаемых сотрудников и ведения новых должностей.
Не проверен судом факт наличия в Управлении профсоюзной организации и соблюдены ли в этом случае гарантии, установленные Законом Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Проверяя соблюдение представителем нанимателя требований вышеуказанного Закона, касающихся предоставления высвобождаемому гражданскому служащему иной должности, суд не проверил, подлежат ли предлагаемые ответчиком должности замещению по конкурсу, поскольку при сокращении штата государственного органа представитель нанимателя не может предложить сотруднику для замещения без конкурса вакантную должность, которая должна замещаться только по конкурсу, и все ли вакантные должности были предложены истцу.
Кроме этого, суду следовало проверить, проводился ли представителем нанимателя в период сокращения прием на работу новых сотрудников, для чего истребовать подлинник книги приказов. В случае установления такого факта выяснить, почему вакантные должности не были предложены высвобождаемому гражданскому служащему.
В соответствии с частью 4 статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 - 8, 10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 настоящего Кодекса).
В обоснование доводов о незаконности увольнения, Ширяева Т.Ю., в том числе, ссылается на нарушение ответчиком вышеуказанной нормы, поскольку она имеет ххх
Суд довод истца в этой части не проверил.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда незаконным, необоснованным, вынесенным с существенным нарушением норм материального права.
Отменяя решение районного суда, судебная коллегия не может принять новое решение, поскольку нарушения допущенные судом первой инстанции не могут быть исправлены судом кассационной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, обеспечить соблюдение процессуальных прав сторон и проверить их доводы относительно заявленных требований и возражений, после чего, установив юридически значимые обстоятельства, вынести решение в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
о п р е д е л и л а :
решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 21 апреля 2011 года отменить, дело возвратить в тот же суд на новое рассмотрение.