Судья Колбаева Ф.А. дело №33-1850/11 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Астрахань 8 июня 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе: председательствующего Белякова А.А. судей областного суда Карповой И.Ю. и Авериной Е.Г. при секретаре Васильевой Е.Д. заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Белякова А.А. дело по кассационной жалобе Зениной Л.А. на решение Советского районного суда г. Астрахани от 26 апреля 2011 года по иску Зениной Л.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Советском районе г. Астрахани о включении периодов работы в специальный стаж, УСТАНОВИЛА: Зенина Л.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда России в Советском районе г. Астрахани, указав, что решением комиссии №--- от ...г. ей отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием специального стажа работы. Из подсчета специального стажа исключен период ее работы в течение неполного рабочего дня. Просила признать решение об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным, обязать ответчика включить спорный период в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. В судебном заседании истец Зенина Л.А. и ее представитель Чуманова Н.И. заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить по указанным в иске основаниям; представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Советском районе г.Астрахани Боева Н.А. иск не признала. Решением Советского районного суда г. Астрахани от 26 апреля 2011 года исковые требования Зениной Л.А. оставлены без удовлетворения. В кассационной жалобе Зенина Л.А. ставит вопрос об отмене решения и принятии нового решения об удовлетворении ее исковых требований, указав, что судом неправильно применен материальный закон, поскольку Трудовым кодексом РФ не установлено каких-либо ограничений для включения периода работы на условиях неполного рабочего времени в специальный стаж для назначения льготной пенсии. Выслушав докладчика, объяснения Зениной Л.А., поддержавшей доводы жалобы, представителя ответчика Управления Пенсионного фонда в Советском районе г. Астрахани Боевой Н.А., просившей решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по основаниям неправильного применения норм материального права. В соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Как усматривается из решения комиссии №--- от ...г., Зениной Л.А. отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием специального стажа работы, из подсчета которого исключен период ее работы с ...г. по ...г. в ... в должности ..., поскольку в указанный период она как мать, имеющая двоих детей в возрасте до 12-ти лет, работала неполный рабочий день. Отказывая в удовлетворении исковых требований районный суд исходил из того, что включение в специальный стаж периода выполнения работ в течение неполного рабочего дня не предусмотрено действующими Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пении по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» или иными нормативными правовыми актами. Однако судебная коллегия не может согласиться с таким выводом по следующим основаниям. В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. С 1 января 2002 года введен в действие Федеральный Закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии со статьей 31 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей. Вместе с этим, Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. №2-П определено, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1,2,6,15,17, 18,19,55 Конституции РФ, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1,2,18,54,55,57 Конституции РФ. Сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, у таких граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Таким образом, при определении права на трудовую пенсию по старости (в т.ч. досрочную) исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до 1 января 2002 года, применяются нормы законодательства, действовавшего до указанной даты, и исчисление соответствующего стажа до 1 января 2002 года производится с учетом правил и норм Закона РФ от 20 ноября 1990г. N340-1 "О государственных пенсиях в РФ" и иных нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми исчисляется общий и специальный трудовой стаж. Указанная позиция отражена и в абз.3 п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. №25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", согласно которому по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона №173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. Как установлено, действующее в спорный период работы истца законодательство не ставило право лиц, работающих с тяжелыми условиями, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в зависимость от условий осуществления труда в течение полного рабочего дня. Более того, Положением «О порядке и условиях применения труда женщин, имеющих детей и работающих неполное рабочее время», утвержденное Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.04.1980г. №111/8-51, которое является действующим и в настоящее время и применяется в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ, установлено, что время работы женщин, имеющих детей и работающих неполное рабочее время, засчитывается как в общий стаж, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий. Данное Положение было разработано на основе действующего на тот момент законодательства и с учетом практики применения труда женщин, имеющих детей и работающих неполное рабочее время, и предусматривало общие и специальные правовые нормы, обеспечивающие женщинам более благоприятные условия для сочетания ими функций материнства с профессиональной деятельностью и участием в общественной жизни. Как указано в Информационном письме Минтруда РФ от 26.11.1998г. N3643-14, ПФ РФ от 27.11.1998 N06-28/10356 «О возможности применения при определении права на пенсию по старости в соответствии с пунктами "а" и "б" статьи 12 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации"», статья 133.1 Закона от 20.11.90 предусматривает, что время выполняемых до 1 января 1992 года подземных работ, работ с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также других работ с тяжелыми условиями труда, дающих до 1 января 1992 года право на получение пенсии на льготных условиях, засчитывается в специальный трудовой стаж, с учетом которого назначается пенсия по старости наравне с работами, указанными соответственно в пунктах «а» и «б» статьи 12 Закона от 20.11.90г. Решение вопроса о том, давала ли соответствующая работа право на получение пенсии на льготных условиях до 1 января 1992 года, осуществляется на основании законодательных и иных нормативных правовых актов СССР, действовавших до указанной даты. К числу таких актов могут быть отнесены и письма Госкомтруда СССР. Таким образом, Положение «О порядке и условиях применения труда женщин, имеющих детей и работающих неполное рабочее время», утвержденное Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.04.1980г. №111/8-51, являлось нормативным актом, которое определяло право женщин, имеющих детей и работающих неполный рабочий день, на досрочное назначение пенсии. Разъяснения и правила исчисления специального трудового стажа, предусматривающие обязательным условием досрочного назначения пенсии выполнение работы постоянно в течение полного рабочего дня, были изданы и вступили в законную силу значительно позже оспариваемого периода работы истца, а на момент осуществления своей трудовой деятельности Зенина Л.А. могла в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенной в неизменности приобретенных ею прав на досрочное пенсионное обеспечение. В результате изменения законодательства, в частности, в связи с введением Закона РФ «О государственных пенсиях в СССР», в дальнейшем – ФЗ «О Трудовых пенсиях в РФ» и соответствующих разъяснений к ним, работникам профессии с тяжелыми условиями труда стало известно, что их работа после 1 января 1992 года будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях, только при условии занятости на работах в течение полного рабочего времени. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения. С учетом изложенного, судебная коллегия не может признать законным решение суда первой инстанции и считает возможным решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований Зениной Л.А. отменить и вынести по делу новее решение, которым решение комиссии ГУ - Управления Пенсионного Фонда РФ в Советском районе г. Астрахани №--- от ...г. в части отказа во включении в подсчет специального стажа периода работы с ...г. по ...г. в ... в должности ... и назначении пенсии признать незаконным. Обязать ответчика включить в подсчет специального стажа Зениной Л.А. вышеуказанный период работы. Подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что трудовая пенсия по старости назначается лицам ранее достижения возраста, установленного ст.7 данного Федерального закона, если они проработали на работах с тяжелыми условиями не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы. Согласно решению комиссии №--- от ...г., для назначения Зениной Л.А. досрочной пенсии по старости при неполном льготном стаже в возрасте 53 года ей необходимо выработать не менее 5-ти лет. ГУ - Управление пенсионного фонда в Советского районе г. Астрахани признает за истцом 4 года 10 месяцев 4 дня специального стажа, в связи с чем при включении оспариваемого периода (6 месяцев 29 дней) ее специальный стаж составит 5 лет 5 месяцев 3 дня, что превышает необходимое количество лет. Таким образом, учитывая наличие у Зениной Л.А. на дату подачи заявления необходимого специального стажа, судебная коллегия приходит к выводу о признании за истцом права на досрочное назначение пенсии как лицу, осуществлявшему работу с тяжелыми условиями труда, и на назначение пенсии со дня обращения за ней, то есть с ...г.. На основании изложенного и руководствуясь ст.361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда ОПРЕДЕЛИЛА: решение Советского районного суда г. Астрахани от 26 апреля 2011 года – отменить, вынести по делу новое решение, которым исковые требования Зениной Л.А. – удовлетворить. Признать решение комиссии ГУ - Управления Пенсионного Фонда РФ в Советском районе г. Астрахани №--- от ...г. в части отказа о включении в подсчет специального стажа периода работы Зениной Л.А. в ... в должности ... с ...г. по ...г. и назначении ей пенсии незаконным. Обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Советском районе г. Астрахани включить в специальный стаж, дающий право на назначение льготной пенсии по старости, период работы Зениной Л.А. в ... в должности ... с ...г. по ...г. и назначить ей пенсию с ...г..