В случае нарушения администрацией следственного изолятора Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, компенсация морального вреда возмещается за счет казны Российской Федерации.



Судья Бутырина О.П. дело № 33 - 1543/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Астрахань 11 мая 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Баранова Г.В.

судей областного суда: Обносовой М.В., Карповой И.Ю.

при секретаре Лесниковой М.А.,

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Обносовой М.В. дело по кассационной жалобе представителя ответчика Министерства финансов РФ Балмасовой Ю.О. на решение Кировского районного суда г.Астрахани от 25 марта 2011 года по иску Смирнова Ю.И. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Астраханской области, Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда

УСТАНОВИЛА:

Истец Смирнов Ю.И. обратился в суд с иском к учреждению ФБУ ИЗ-30/1 г.Астрахани о возмещении материального ущерба, компенсации морального вреда, указав, что в (...) года в течение нескольких дней находился в учреждении ФБУ ИЗ-30/1 г.Астрахани, следуя к месту отбытия наказания в учреждение ФБУ ИК-17 города Пугачева Саратовской области. (...) года по прибытию в учреждение ФБУ ИЗ-30/1 г.Астрахани произведен досмотр его личных вещей, в ходе которого были изъяты (...) таксофонных карточек по (...) единиц каждая, о чем составлен акт от 7 октября 2009 года о принятии на хранение указанных вещей. При выбытии из данного учреждения указанные вещи возвращены ему не были. После неоднократных обращений как в ФБУ ИЗ-30/1, так и в прокуратуру 25 июня 2010 года получен ответ, что администрацией учреждения высланы в его адрес таксофонные карты в количестве (...) штук. Однако ему возвращены другие карточки с истекшим сроком действия, денежные средства на которых отсутствовали. Истец вновь обратился с жалобой в прокуратуру и получил в декабре 2010 года ответ, что данные карточки в количестве (...) штук ошибочно направлены в его адрес. Смирнов Ю.И. полагает, что в результате указанных неправомерных действий сотрудников учреждения он был лишен возможности на общение с родственниками по телефону (раз в неделю). Просил обязать ответчика возместить причиненный моральный вред, который он оценивает в (...) рублей и возместить стоимость невозвращенных таксофонных карт в размере (...) рублей.

В судебном заседании истец не присутствовал, отбывает наказание в ФБУ ИК - 17 г. Пугачева Саратовской области. О дне и времени рассмотрения дела извещен.

Представитель ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Астраханской области Расщепкина И.А. в судебном заседании исковые требования не признала.

Представитель ответчика Министерства финансов РФ Балмасова Ю.О. в судебном заседании просила суд в иске отказать в полном объеме.

Решением Кировского районного суда г.Астрахани от 25 марта 2011 года исковые требования Смирнова Ю.И. удовлетворены частично: с казны Российской Федерации в пользу Смирнова Ю.И. взыскана компенсация морального вреда в размере (...) рублей.


В кассационной жалобе представитель ответчика Министерства финансов РФ Балмасова Ю.О. ставит вопрос об отмене решения по делу и вынесении нового решения, которым исковые требовании оставить без удовлетворения, указав, что истцом не доказана причинная связь между нравственными переживаниями и незаконными действиями администрации ФБУ ИЗ-30/1 г.Астрахани, кроме того, ответчиком в адрес Смирнова Ю.И. 31 января 2011 года перечислены денежные средства в размере (...) рублей в счет возмещения утерянных карточек. Судом не принято во внимание, что в 2011 году истцу была предоставлена возможность воспользоваться телефонной связью 1 января 2011 года, 28 января 2011 года и 5 марта 2011 года.

Заслушав докладчика по делу, выслушав представителя ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Астраханской области Расщепкину И.А., согласившуюся с решением суда, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В силу статьи 151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Статьей 1101 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме и размер компенсации определяется судом в зависимости от характера причиненных нравственных страданий, а также степени вины нарушителя, с учетом требований о разумности и справедливости, фактических обстоятельств дела, при которых был причинен моральный вред, индивидуальных особенностей потерпевшего.

Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 20 декабря 1994 года «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» ответственность наступает при наличии вины причинителя вреда, при этом необходимо установить и доказать факт наличия наступления вреда, противоправности действий причинителя вреда и причинно-следственной связи между этими элементами, вины причинителя вреда. Размер компенсации морального вреда зависит от характера и объема, причиненных истцу нравственных и физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также с учетом разумности и справедливости.

На основании статьи 92 Уголовно-исполнительного кодекса РФ и Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста РФ от 3 ноября 2005 года, осужденным к лишению свободы предоставляется право на телефонные разговоры. При отсутствии технических возможностей администрацией исправительного учреждения количество телефонных


разговором может быть ограничено до шести в год. Продолжительность каждого разговора не должна превышать 15 минут. Телефонные разговоры оплачиваются осужденными за счет собственных средств или за счет средств их родственников или иных лиц.

Согласно Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым, обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах ФСИН России, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 8 декабря 2006 года № 356, на поступившие и изъятые у осужденных ценности составляется акт, второй экземпляр которого передается в бухгалтерию и вместе с приходным ордером служит основанием для принятия ценностей на хранение в кассу. При переводе осужденных в другое исправительное учреждение принадлежащие им ценности, хранящиеся в кассе, пересылаются по почте ценной посылкой. Контроль за движением личных денег и ценностей организуется и осуществляется в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами Министерства финансов Российской федерации по бюджетному учету.

Из материалов дела следует, что у Смирнова Ю.И. имелось (...) таксофонных карт «Единая таксофонная карта России» по (...) единиц каждая, которые 7 октября

2009 года администрацией ФБУ ИЗ-30/1 г.Астрахани были приняты на хранение по
акту приема личных вещей. При убытии из данного учреждения указанные личные
вещи не были возвращены Смирнову Ю.И., что не оспаривалось ответчиком. 9 июля

2010 года истцу ошибочно выданы (...) таксофонных карты по (...) рублей каждая. 31
января 2011 года Смирнову Ю.И. администрацией учреждения перечислены
денежные средства за утерю личных (...) таксофонных карточек в размере (...) рублей,
полученные им 18 февраля 2011 года.

Истец в заявлении от 2 марта 2011 года, направленного в адрес суда указал, что претензий по таксофонным картам к ответчику не имеет, настаивает на возмещении морального вреда в размере (...) рублей, мотивируя тем, что больше года лишен возможности общения путем телефонных переговоров.

Удовлетворяя исковые требования в части взыскания компенсации морального вреда, суд обоснованно исходил из того, что ответчиком нарушены требования Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым, обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах ФСИН России.

Анализируя представленные доказательства, суд обоснованно пришел к выводу о том, что Смирнову Ю.И. со стороны ответчика причинены нравственные страдания, выразившиеся в переживаниях в связи с лишением его возможности за счет личных имеющихся таксофонных карт общения посредством услуг телефонной связи с родственниками, то есть реализации права на телефонные разговоры, предусмотренного законом.

При определении размера компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика в пользу истца, суд принял во внимание характер причиненных нравственных страданий, степень вины нарушителя, фактические обстоятельства дела, требование о разумности и справедливости.

Данный вывод суда является правильным, основанным на нормах материального права, фактических обстоятельствах дела, правильно оцененных


судом в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Доводы кассационной жалобы о том, что истцом не доказано наличие причинно-следственной связи между возникшим вредом и действиями виновных лиц, проверялись судом и признаны необоснованными, с чем судебная коллегия полагает возможным согласиться.

Довод представителя ответчика Министерства финансов РФ Балмасовой Ю.О. о том, что Смирнову Ю.И. неоднократно представлялась возможность использования телефонной связи 1 января 2011 года, 28 января 2011 года и 5 марта 2011 года, не может быть принят судом во внимание, поскольку вывод суда основан на совокупности представленных в суд доказательствах и не может являться основанием для отмены решения.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела.

Поскольку доводы кассационной жалобы являются аналогичными возражениям, изложенным в суде первой инстанции, и не опровергают выводов суда, кассационная инстанция не усматривает установленных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены решения районного суда.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кировского районного суда г.Астрахани от 25 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ответчика Министерства финансов РФ Балмасовой Ю.О.- без удовлетворения.