Недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата является основанием для отказа в регистрации кандидата (п.24 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав права на участие в референдуме граждан РФ



судья Шеина Е.А. Дело № 33-1488/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Астрахань 29 апреля 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Мухамбеталиевой Н.Х.,

судей Обносовой М.В., Поляковой К.В.,

при секретаре Мелиховой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании по докладу судьи Обносовой М.В. дело по кассационной жалобе Кенжиева А.М. на решение Енотаевского районного суда Астраханской области от 21 апреля 2011 года по делу по заявлению Кенжиева А.М. об отмене постановления избирательной комиссии муниципального образования «Владимировский сельсовет» об отказе в регистрации Кенжиева А.М. в качестве кандидата на должность главы (...),

установила:

15 мая 2011 года назначены досрочные выборы Главы муниципального образования «Владимировский сельсовет» решением Совета муниципального образования «Владимировский сельсовет» Енотаевского района Астраханской области № 2 от 22 марта 2011 года.

Постановлением избирательной комиссии муниципального образования «Владимировский сельсовет» от (...) (..) Кенжиеву А.М. отказано в регистрации в качестве кандидата на должность главы (...)

Кенжиев А.М. обратился в суд с заявлением об отмене постановления избирательной комиссии муниципального образования «Владимировский сельсовет» от (...), указав, что 5 апреля 2011 года им подано письменное заявление в избирательную комиссию муниципального образования «Владимировский сельсовет» о выдвижении в качестве кандидата на должность главы (...)». 8 апреля 2011 года им представлены подписные листы с подписями избирателей в избирательную комиссию муниципального образования «Владимировский сельсовет». Время проверки подписных листов указано 11 апреля 2011 года 9 часов 00 минут. В связи с сокращением избирательных действий на 1/3 в течение 7 дней избирательная комиссия обязана провести проверку порядка выдвижения кандидата на соответствие требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата или отказе в регистрации. При этом не позднее, чем за сутки до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации (отказе в регистрации) кандидата копия итогового протокола проверки подписных листов передается кандидату. Избирательной комиссией муниципального образования «Владимировский сельсовет» в нарушение требований Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» копия итогового протокола проверки подписных листов ему не вручена. Заседание, на котором рассматривался вопрос об отказе в его регистрации состоялось (...) в нарушение установленного законом срока. Последним днем проверки представленных им подписных листов, является 15 апреля 2011 года. Соответственно, итоговый протокол проверки подписных листов должен был быть вручен ему 13 апреля 2011 года. Это позволило бы ему выдвинуть свою кандидатуру повторно на досрочных выборах главы (...)». Однако, действия избирательной комиссии муниципального образования «Владимировский сельсовет» лишили его такой возможности.

Заявитель Кенжиев А.М. в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Председатель избирательной комиссии муниципального образования «Владимировский сельсовет» Татарникова Е.К. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась.

Решением Енотаевского районного суда Астраханской области от 21 апреля 2011 года заявление Кенжиева А.М. об отмене постановления избирательной комиссии муниципального образования «Владимировский сельсовет» об отказе в регистрации Кенжиева А. М. в качестве кандидата на должность главы (...) оставлено без удовлетворения.

В кассационной жалобе Кенжиев А.М. ставит вопрос об отмене решения Енотаевского районного суда Астраханской области от 21 апреля 2011 года, указав, что по окончании проверки подписных листов по каждому кандидату составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы по проверке подписных листов. Повторная проверка подписных листов, после принятия избирательной комиссии указанного решения может быть осуществлена только судом или избирательной комиссией в соответствии с пунктом 5 статьи 49 Закона Астраханской области «О выборах в органы местного самоуправления». Кроме этого, срок осуществления избирательных действий сокращен на 1/3. В связи с этим повторная проверка подписных листов должна быть проведена не 16 апреля 2011 года, а 15 апреля 2011 года, письменных уведомлений об этом не было. Ни один из протоколов ему не вручен.

Выслушав председателя избирательной комиссии муниципального образования «Владимировский сельсовет» Татарникову Е.К., прокурора Шаповалова С.С., полагавших, что решение является законным и обоснованным, учитывая неявку надлежаще извещенного Кенжиева А.М., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.

При разрешении дела суд первой инстанции правильно исходил из положений действующего избирательного законодательства.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

Аналогичное основание для отказа в регистрации кандидата установлено пунктом 7 части 6 статьи 47 Закона Астраханской области от 2 марта 2009 года № 9\2009-О3 «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области».

В соответствии с пунктом 8 статьи 37 и пунктом 3 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Законом должна быть предусмотрена процедура соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, а так же основания для признания подписей недействительными.

Порядок сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов установлен статьёй 42 Закона Астраханской области от 2 марта 2009 года № 9\2009-03 «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области»; приложение 3 к Закону Астраханской области № 9\2009-О3 устанавливает форму подписного листа кандидата на должность главы муниципального образования в порядке самовыдвижения.

В соответствии с пунктом 7 части 9 статьи 46 Закона Астраханской области «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области» недействительными считаются все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен в соответствии с требованиями настоящего Закона собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения и (или) собственноручной подписью кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, и (или) уполномоченным представителем избирательного объединения, и (или) кандидатом имеются исправления, специально не отмеченные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, и (или) об уполномоченном представителе избирательного объединения, и (или) о кандидате указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, не внесены им собственноручно.

По окончании проверки подписных листов по каждому кандидату, списку кандидатов составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы по проверке подписных листов и представляется избирательной комиссии для принятия решения. В протоколе указываются количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации (об отказе в регистрации) кандидата, списка кандидатов. Повторная проверка подписных листов после принятия избирательной комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или избирательной комиссией в соответствии с частью 5 статьи 49 настоящего Закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации соответствующего кандидата, списка кандидатов. Если проведенная избирательной комиссией проверка подписных листов влечет за собой последствия, предусмотренные пунктом 7 части 6, пунктом 6 части 7 статьи 47 настоящего Закона, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в избирательной комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные руководителем рабочей группы по проверке подписных листов ведомости проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или недействительными) с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований Кенжиеву А.М. об отмене постановления избирательной комиссии муниципального образования «Владимировский сельсовет» об отказе в регистрации Кенжиева А. М. в качестве кандидата на должность главы (...) районный суд пришел к правильному выводу, что подписи избирателей в 5 подписных листах, представленных Кенжиевым А.М., обоснованно признаны избирательной комиссией муниципального образования «Владимировский сельсовет» недействительными, поскольку они не соответствует требованиям статьи 42 Закона Астраханской области от 2 марта 2009 года «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области».

Судом установлено, что 5 апреля 2011 года Кенжиевым А.М. в избирательную комиссию муниципального образования «Владимировский сельсовет» подано письменное заявление о выдвижении в качестве кандидата на должность главы (...)

8 апреля 2011 года Кенжиевым А.М. в избирательную комиссию представлены подписные листы, содержащие 15 подписей избирателей, необходимое количество подписей избирателей в данной избирательной компании составляет 14.

8 апреля 2011 года Кенжиеву А.М. выдано подтверждение о приеме подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата на должность главы (...) Кенжиев А.М. уведомлен о том, что проверка подписей, собранных в поддержку кандидата будет проведена 11 апреля 2011 года. Согласно протоколу об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата от 11 апреля 2011 года, рабочей группой из 15 проверенных подписей признана недействительной 1 подпись, количество достоверных подписей составило 14, что является достаточным для регистрации кандидата. Количество недействительных подписей составило 0,9 процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки. 1 подпись признана недействительной по тем основаниям, что в подписном листе неверно указано местожительство избирателя С.А.Т.

16 апреля 2011 года рабочей группой проведена повторная проверка подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата на должность главы (...) Кенжиева А.М. Согласно протоколу об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата от 16 апреля 2011 года из 15 проверенных подписей признаны недействительными 15 подписей, поскольку подписные листы в количестве 5 штук представленные кандидатом на должность главы муниципального образования «Владимировский сельсовет» Кенжиевым А.М. не заверены лицом, осуществляющим сбор подписей. Сбор подписей избирателей осуществлял Кенжиев А.М., при этом подписные листы им не заверены, графа в подписных листах «подписной лист удостоверяю» не содержит данных лица, собиравшего подписи, его подпись и даты её внесения.

Довод кассационной жалобы о том, что повторная проверка подписных листов после принятия избирательной комиссией решения может быть осуществлена только судом или избирательной комиссией в соответствии с частью 5 статьи 49 Закона Астраханской области «О выборах в органы местного самоуправления» и только в пределах подписей, подлежавших проверке, не может быть принят судебной коллегией во внимание, поскольку по итогам проверки подписных листов 11 апреля 2011 года решение избирательной комиссией о регистрации или об отказе в регистрации кандидата не принималось.

Довод кассационной жалобы о том, что нарушен срок проведения повторной проверки подписных листов и не вручение заявителю протоколов, не может являться основанием для отмены решения суда, поскольку указанные нарушения не влияют на правильность выводов избирательной комиссии муниципального образования «Владимировский сельсовет», послуживших основанием для отказа в регистрации Кенжиева А.М. кандидатом на должность главы (...)

Судебная коллегия считает, что районным судом решение вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона и оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,

определила:

решение Енотаевского районного суда Астраханской области от 21 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кенжиева А.М. - без удовлетворения.