Решение суда первой инстанции отменено и по делу принято новое решение об удовлетворении требований истца, ввиду неправильного применения судом норм материального права.



судья Бутырина О. П. дело № 33 - 2261/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 20 июля 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Шустовой Т. П.

судей областного суда: Баранова Г. В., Авериной Е. Г.

при секретаре Лесниковой М. А.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Баранова Г. В. дело по кассационной жалобе Малюгиной В.И. на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 26 мая 2011 года по делу по иску Малюгиной В.И. к Управлению по жилищной политике Администрации г. Астрахани об оспаривании бездействия и обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

УСТАНОВИЛА:

Малюгина В. И. обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что проработала на Крайнем Севере 17 лет, в 1992 году переехала в г. Астрахань, проживает в общежитии ... по договору найма, собственного жилого помещения не имеет. В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125 – ФЗ « О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей » имеет право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета. 22 декабря 2010 года обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет на улучшение жилищных условий в соответствии со статьями 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, приложив необходимый пакет документов. Однако, 22 февраля 2011 года в постановке на учет ей было отказано в связи с тем, что органом исполнительной власти субъекта полномочия по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья органам местного самоуправления переданы не были. Данный отказ считает незаконным, нарушающим ее права, так как не позволяет реализовать право на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета. Малюгина В. И. просит признать отказ Жилищного управления Администрации г. Астрахани незаконным и обязать поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В последующем требования изменены, поставлен вопрос о признании бездействия жилищного управления Администрации г. Астрахани незаконным по рассмотрению ее заявления о постановке на учет и обязать ответчика поставить ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку мотивированный отказ по ее заявлению о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не принимался.

В судебном заседании Малюгина В. И. иск поддержала. Представитель Жилищного управлении Администрации г. Астрахани – Тырнова А. А. просила в иске отказать. Представитель Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области – Джамеков Д. И. не возражал относительно исковых требований.

Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 26 мая 2011 года в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе Малюгина В. И. ставит вопрос об отмене решения суда, в обоснование жалобы указывает, что решением нарушены ее права на улучшение жилищных условий, так как бездействие ответчика не позволяет ей реализовать право на получение государственного жилищного сертификата, согласно норм действующего законодательства, ответчик, рассмотрев заявление, должен был принять соответствующее решение, однако, до настоящего времени она не поставлена на учет, не получила и отказа в постановке на учет, после обращения получила копию письма ответчика в Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, в котором указано об отсутствии полномочий по постановке на учет, судом не учтено, что вопросы принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях регулируются нормами Жилищного кодекса РФ.

Заслушав Малюгину В. И., поддержавшую жалобу, представителя Жилищного управлении Администрации г. Астрахани – Тырнову А. А., возражавшую относительно жалобы, представителя Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области – Джамеков Д. И., указавшего на незаконность постановленного решения, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права.

Материалами дела установлено и не оспаривается сторонами, что Малюгина В. И. проработала на Крайнем Севере 17 лет, в 1992 году переехала в г. Астрахань, проживает в общежитии ФИО11 по договору найма, собственного жилого помещения не имеет.

Из дела видно, что Малюгина В. И. 22 декабря 2010 года обратилась в Жилищное управление Администрации г. Астрахани с заявлением о постановке на учет на улучшение жилищных условий в соответствии со статьями 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, приложив необходимый пакет документов.

Отказывая в удовлетворении иска, районный суд исходил из того, что решения о расстановке Малюгиной В. И. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении либо об отказе не принималось, письма Жилищного управления и Министерства строительства и дорожного хозяйства таковым отказом не являются, так как требований Малюгиной В. И. о постановке на учет по существу не рассматривались, а была дана ссылка на отсутствие полномочий.

С данными выводами районного суда нельзя согласиться в силу следующих обстоятельств.

Из поданного в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявления видно, что Малюгина В. И. ставит вопрос о признании бездействия жилищного управления Администрации г. Астрахани незаконным по рассмотрению ее заявления о постановке на учет.

В соответствии пунктом 5 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Таким образом, гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. С этой даты начинается течение установленного законом срока для принятия уполномоченным органом решения о принятии гражданина на жилищный учет либо об отказе в принятии заявления. Срок, установленный Жилищным кодексом Российской Федерации, равен тридцати рабочим дням, но не более того.

Решение относительно постановки на учет обязательно доводится до сведения заявителя: в случае положительного решения - выдачей соответствующего документа, в случае отрицательного - письменным сообщением (решение об отказе).

Оценивая вышеизложенное и рассматривая законность действий Жилищного управления Администрации г. Астрахани, связанные с рассмотрением заявления Малюгиной В. И. от 22 декабря 2010 года, судебная коллегия усматривает со стороны Жилищного управления Администрации г. Астрахани нарушения действующего жилищного законодательства, так как в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, с которыми должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку Малюгина В. И. в декабре 2010 года предоставил в Жилищное управление Администрации г. Астрахани все необходимые документы, необходимые для постановки его на учет как нуждающегося в получении жилого помещения, Жилищное управление Администрации г. Астрахани должно было в срок не более чем 30 рабочих дней рассмотреть ее заявление и принять решение о постановке или отказе в постановке заявителя на таковой учет.

Между тем, требования заявления Малюгиной В. И. о постановке на учет по существу не рассматривались, а письма Жилищного управления Администрации г. Астрахани и Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области результатом рассмотрения заявления не являются.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что требования Малюгиной В. И. о признании бездействия жилищного управления Администрации г. Астрахани незаконным по рассмотрению ее заявления о постановке на учет, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с Федеральным законом « О жилищных субсидиях гражданам, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей » от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ установлены условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в соответствии с которым регистрация и учет граждан данной категории производится по месту их постоянного проживания органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которые могут передавать органам местного самоуправления осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

В силу подпункта « з » пункта 5 и пункта 8 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством » федеральной целевой программы « Жилище » на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 право на участие в подпрограмме имеют граждане Российской Федерации, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года; применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является: отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В деле имеются сведения о том, что Малюгина В. И. имеет общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера более 15 календарных лет (с ... года по ... года), выехала из районов Крайнего Севера позднее 1 января 1992 года, она не имеет жилья, проживая по договору найма в специализированном жилищном фонде.

В ходе рассмотрения дела в суде кассационной инстанции стороны не оспаривали, что Малюгина В. И. является нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако, на учет не может быть поставлена ввиду несовершенства законодательства в части определения органа, обладающего полномочиями по ведению учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

При таких обстоятельствах, исходя из положений статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ « О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей » и пункта Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством » федеральной целевой программы « Жилище » на 2002 - 2010 годы, принимая во внимание наличие у Малюгиной В. И. стажа работы в районе Крайнего Севера более пятнадцати лет, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у Малюгиной В. И. отсутствуют предусмотренные законом основания, которые препятствуют поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении требований Малюгиной В. И. в части возложения на Жилищное управление Администрации г. Астрахани обязанности поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда г. Астрахани от 26 мая 2011 года - отменить, принять по делу новое решение, которым иску Малюгиной В.И. к Управлению по жилищной политике Администрации г. Астрахани об оспаривании бездействия и обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении – удовлетворить. Признать бездействия Жилищного управления Администрации г. Астрахани по рассмотрению заявления Малюгиной В.И. о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении – незаконным. Обязать Жилищное управление Администрации г. Астрахани поставить Малюгину В.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по месту постоянной регистрации.