Решение суда об обязании устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, изменено, поскольку имущество учреждения находится в муниципальной собственности и финансируется за счет средств Администрации района.



Судья Усманов Р.Р. Дело № 33-2751/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Астрахань 24 августа 20,11 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Мухамбеталиевой Н.Х.

судей областного суда Конышевой И.Н., Сухачевой Т.Ю.

с участием прокурора Петровой О.Н.

при секретаре Калмыкаевой Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мухамбеталиевой Н.Х. дело по кассационной жалобе представителя МУЗ "Н" Зенина В.А. на решение Наримановского районного суда Астраханской области от 05 июля 2011 года по гражданскому делу по заявлению прокурора Наримановского района Астраханской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Наримановский район» Астраханской области, МУЗ "Н" выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Наримановского района Астраханской области, обратился в суд с иском, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего вопросы технического и санитарного состояния зданий, в которых расположены филиалы МУЗ «Н». В ходе проверки установлено, что при осмотре помещений здания фельдшерско-акушерского пункта (ФАП) __________, амбулатории __________ и __________ выявлены нарушения требований технических и санитарных норм. Кроме того, в ФАП __________, амбулатории __________ отсутствует как централизованное горячее водоснабжение, так и электронагревательные устройства проточного или накопительного действия. В амбулаторию __________ через водопровод поставляется техническая вода из ильменя Садовый, помещения амбулатории не отапливаются, в ФАП __________ и __________ отсутствует централизованная канализация, а также выгребные септики.

В ходе осмотра помещений отделения скорой помощи МУЗ «Н», состоящего из палаты, провизорной, диспетчерской, комнаты отдыха и приема пищи медицинского персонала, установлено, что в указанных помещениях имеют место образования трещин по ходу стыков плит-перекрытий на потолках, трещин штукатурки стен, в том числе в местах соединения потолка и стен. Происходит осыпание окраски стен, разрушения стен ввиду осыпания штукатурки, нарушение целостности полового покрытия: линолеум порван, не прилегает плотно к основанию. Концы в местах стыков кусков линолеума загнуты к верху, линолеум не подогнан под плинтуса. Аналогичные нарушения выявлены в двухэтажном здании отделения хирургии.

Выявленные нарушения, допущены ввиду неисполнения органом местного самоуправления и уполномоченным учреждением здравоохранения обязанностей, возложенных на них нормативно-правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц, и влекут нарушение прав граждан. Прокурор просил признать незаконным бездействие Администрации МО «Наримановский район» Астраханской области, МУЗ «Н» и возложить на них обязанность привести помещения зданий ФАПов __________, амбулаторий __________ и __________, МУЗ «Н» в соответствии с требованиями п.п.4.2, 4.3, 4.4, 5.1, 5.2, 5.4, 6.1, 9.2, 9.5 Санитарно - эпидемиологических правил и нормативов.

В судебном заседании заместитель прокурора Наримановского района Астраханской области Фокина А.Д. поддержала исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представители ответчиков Администрации МО «Наримановский район» Астраханской области Газизова Г.М., МУЗ «Н» Зенин В.А., возражали против удовлетворения требований.

Решением Наримановского районного суда Астраханской области от 05 июля 2011 года исковое заявление прокурора Наримановского района Астраханской области удовлетворено. Признано незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Наримановский район» Астраханской области, МУЗ "Н" выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения в фельдшерско-акушерских пунктах __________, амбулаториях __________ Наримановского района Астраханской области, а также в муниципальном учреждении здравоохранения «Наримановская центральная районная больница».

Суд обязал Администрацию МО «Наримановский район» Астраханской области, МУЗ «Н» устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, приведя помещения зданий фельдшерско-акушерских пунктов с__________, амбулаторий с__________, муниципального учреждения здравоохранения «Наримановская центральная районная больница» Наримановского района Астраханской области, в соответствии с требованиями п.п. 4.2, 4.3, 4.4, 9.2, 9.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.2630-10 путем проведения в них ремонта.

Суд обязал Администрацию МО «Наримановский район» Астраханской области, МУЗ «Н» в соответствии с требованиями п.5.1, 5.2, 5.4, 6.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.2630-10, фельдшерско-акушерские пункты __________, амбулатории __________, обеспечить горячим водоснабжением, электронагревательными устройствами проточного или накопительного действия; амбулаторию __________ обеспечить водоснабжением, отоплением; обеспечить фельдшерско-акушерские пункты __________ и __________ канализационной системой и выгребными септиками.

В кассационной жалобе представитель МУЗ «Н» Зенин В.А. просит решение суда от 05 июля 2011 года отменить, в удовлетворении искового заявления прокуратуры Наримановского района Астраханской

области к МУЗ «Н» отказать. Вывод суда первой инстанции о том, что обязанность по обеспечению помещений, в которых располагались ФАПы и амбулатории, водоснабжением, отоплением, водоотведением (канализацией) лежит на муниципальном учреждении здравоохранения, не основан на нормах действующего законодательства и противоречит правовым, территориальным принципам организации местного самоуправления в РФ. МУЗ «Н» представило доказательства об объемах выделяемых и расходуемых учреждением денежных средств, из которых следует, что все денежные средства, выделяемые из бюджета, расходуются в полном объеме, в том числе на содержание и ремонт помещений. Организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжением населения, водоотведения относится к вопросам местного значения поселения, и этот вопрос должен решаться муниципальными образованиями населенных пунктов.

Представитель Администрации МО «Наримановский район» Астраханской области, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, судебная коллегия считает, что дело может быть рассмотрено без его участия.

Заслушав докладчика, представителя МУЗ «Н» Зенина В.А., поддержавшего доводы жалобы, прокурора Петрову О.Н., возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив материалы гражданского дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 1 Основ законодательства об охране здоровья граждан в РФ от 22 июля 1993 г. N 5487-1, охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российское Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

Статья 8 Основ раскрывает основные полномочия органов местного самоуправления в области охраны здоровья граждан, в том числе: организация оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи, организация обеспечения учреждений муниципальной системы здравоохранения лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, санитарно-гигиеническое просвещение населения.

В ст. 11 Основ установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

На основании ст. 13 Основ к муниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами.

Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере здравоохранения, несут ответственность в пределах своей компетенции.

Согласно ст. 17 Основ граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

В соответствии с п. 3 ст. 30 Основ при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.

В ст. 32.7 Основ установлено, что оказание медицинской помощи финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, а также средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования.

В ст. 1 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что нормативными правовыми актами, установлены санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Согласно положениям ст. 2 ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с Уставом, МУЗ «Н» создано как лечебно-профилактическое учреждение с целью удовлетворения общественной потребности в медицинском обслуживании граждан.

Из постановления главы МО «Наримановский район» Астраханской области за __________ от __________ усматривается, что МУЗ «Н» имеет филиалы, в том числе: фельдшерско-акушерские пункты (ФАП) __________, амбулатории __________.

Прокуратурой Наримановского района Астраханской области проведена проверка исполнения законодательства о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения, пожарной безопасности в фельдшерско-акушерских пунктах (ФАП) с__________, амбулатории с__________ МУЗ «Н».

По результатам проверки составлены акты, где отражены выявленные прокуратурой района нарушения законодательства о санитарных требованиях.

Удовлетворяя требований прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что выявленные нарушения влекут нарушение гарантированного каждому права на охрану здоровья, препятствует реализации права граждан на оказание качественной медицинской помощи, соответствующей требованиям безопасности для жизни и здоровья.

Суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что в результате бездействия Администрации МО «Наримановский район», которая в силу положений ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» обязана разрешать вопросы по организации оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи нарушаются права неопределенного круга лиц на здоровье.

Ввиду неисполнения органом местного самоуправления обязанностей, возложенных на него нормативно - правовыми актами, определяющими полномочия этих лиц, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по устранению санитарно - эпидемиологических норм и правил в МУЗ «Н» на Администрацию МО «Наримановский район».

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о признании незаконным бездействия МУЗ «Н» и возложении на больницу обязанности по устранению выявленных в результате проверки нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства.

Согласно Уставу, утвержденному постановлением главы МО «Наримановский район» __________ __________, учредителем МУЗ «Н» является МО «Наримановский район». Имущество учреждения находится в муниципальной собственности МО «Наримановский район».

В соответствии с п. 4.3 Устава при осуществлении права оперативного управления имуществом МУЗ «Н» обязана: осуществлять капитальный ремонт имущества при условии полноценного финансирования со стороны учредителя, в данном случае - Администрации МО «Наримановский район». В материалах дела имеются муниципальные контракты, заключенные МУЗ «Н» с различными организациями на текущие и капитальные ремонты, составление смет и проектов на ремонт помещений больницы и филиалов, что свидетельствует об освоении денежных средств и не подтверждает довод прокурора о бездействии учреждения здравоохранения.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что доводы кассационной жалобы нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит изменению -исключению из решения суда из числа ответчиков по данному гражданскому делу МУЗ «Н». В остальном - судебная коллегия считает, что решение районного суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Наримановского районного суда Астраханской области от 05 июля 2011 года изменить:

Исключить из решения суда вывод суда о признании незаконным бездействия муниципального учреждения здравоохранения «Наримановская центральная районная больница», выразившиеся в непринятии мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в области санитарно эпидемиологического благополучия населения в фельдшерско-акушерских пунктах __________, амбулаториях __________, а также в МУЗ "Н"

Исключить из решения суда вывод суда о возложении обязанности на МУЗ «Н» в соответствии с требованиями п.5.1, 5.2, 5.4, 6.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.2630-10, фельдшерско-акушерские пункты __________, амбулатории __________, обеспечить горячим водоснабжением, электронагревательными устройствами проточного или накопительного действия; амбулаторию __________ обеспечить водоснабжением, отоплением; обеспечить фельдшерско-акушерские пункты __________ и __________ канализационной системой и выгребными септиками, в остальной части - решение суда оставить без изменения.