Решение суда о включении в специальный стаж периода работы врачом-педиатром в школе-интернате отменено, поскольку с 1 октября 1993 года медицинские работники лишились права на включение в специальный стаж периодов работы в образовательных учреждениях



Судья Алдунгарова Г.Б. №33-2625/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 17 августа 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Белякова А.А.

судей областного суда: Ожеговой И.Б. и Сухачевой Т.Ю.

при секретаре: Мелиховой А.А.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Белякова А.А. дело по кассационной жалобе ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Володарском районе Астраханской области на решение Володарского районного суда Астраханской области от 30 июня 2011 года по иску Абулгартаевой Г.М. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Володарском районе Астраханской области о признании отказа на назначение досрочной пенсии незаконным, признании права на назначение пенсии по старости досрочно,

УСТАНОВИЛА:

Абулгартаева Г.М. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Володарском районе Астраханской области, указав, что ..г. ей отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием специального стажа, поскольку из его подсчета исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ..г. по ..г., с ..г. по ..г., с ..г. по ..г., а также периоды ее работы со ..г. по ..г. врачом-педиатром в ОГОУ «...», а периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ..г. по ..г. и с ..г. по ..г. засчитаны ей в специальный стаж только в календарном порядке. Считает данный отказ незаконным, в связи с чем просила признать действия ГУ УПФР в Володарском районе г.Астрахани неправомерными, обязать ответчика включить спорные периоды в специальный стаж в льготном исчислении из расчета один год три месяца за один год работы и назначить пенсию со дня обращения за ней, то есть с ..г..

В судебном заседании истец Абулгартаева Г.М. и ее представитель Хусанкова С.В. заявленные требования поддержали в полном объеме, представитель ответчика ГУ УПФР в Володарском районе Астраханской области Аутанова Э.Т. иск не признала в полном объеме, просила отказать.

Решением Володарского районного суда Астраханской области от ..г. исковые требования Абулгартаевой Г.М. удовлетворены частично: в подсчет специального стажа включены периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком, 1989 года рождения, с ..г. по ..г. и на курсах повышения квалификации с ..г. по ..г. в льготном исчислении (1 год 3 месяца за 1 год работы), периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ..г. по ..г., с ..г. по ..г. и период работы со ..г. по ..г. врачом-педиатром в ОГОУ «...» включены в календарном исчислении; в остальной части иска отказано.

Определением Володарского районного суда Астраханской области от ..г. внесены исправления в резолютивную часть решения, уточнены включенные в специальный стаж периоды нахождения Абулгартаевой Г.М. в отпуске по уходу за ребенком, ... года рождения: вместо «с ..г. по ..г.» указано «с ..г. по ..г. и с ..г. по ..г.».

В кассационной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Володарском районе Астраханской области ставит вопрос об отмене решения суда, указывая, что судом неправомерно включен в специальный стаж период работы истца со ..г. по ..г. в должности врача-педиатра в ОГОУ «...», поскольку после 1 октября 1993 года в стаж медицинской деятельности включается работа только в учреждениях здравоохранения, работа в учреждениях образования включению в специальный стаж не подлежит.

Выслушав докладчика, объяснение представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в <...> Родионовой Е.В., поддержавшей доводы жалобы, истца Абулгартаевой Г.М. и ее представителя Хусанковой С.В., просивших оставить решение без изменения, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает необходимым решение суда в части включения отдельного периода работы истца в подсчет специального стажа отменить по основаниям неправильного применения норм материального права.

Как следует из материалов дела, протоколом комиссии по назначению, перерасчету и выплате пенсий №--- от ..г. ГУ УПФ РФ в Володарском районе Абулгартаевой Г.М. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности, поскольку из подсчета ее специального стажа исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ..г. по ..г., с ..г. по ..г., с ..г. по ..г., а также периоды ее работы со ..г. по ..г. врачом-педиатром в ОГОУ «...», а периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ..г. по ..г. и с ..г. по ..г. засчитаны ей в специальный стаж только в календарном порядке.

Удовлетворяя исковые требования о включении в подсчет специального стажа Абулгартаевой Г.М. в льготном исчислении периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком, имевших место до 6 октября 1992 года, районный суд пришел к правильному выводу об удовлетворении указанных требований.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N25 от 20 декабря 2005г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.ст.27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно действовавшему в период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком совместному Постановлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 29 ноября 1989 года №375/24-11, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска (пункт 7).

Поскольку периоды отпуска по уходу за ребенком, имевшего место до 6 октября 1992 года, включаются в специальный стаж, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы.

По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Льготный порядок исчисления стажа медицинской работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) применялся при назначении пенсии до 1 ноября 1999 года независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе (п.2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. №464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет").

Как установлено судом, трудовая деятельность Абулгартаевой Г.М. в должности врача-педиатра Володарской ЦРБ в оспариваемые периоды включена ответчиком в подсчет специального стажа из расчета 1 год 3 месяца за 1 год работы, поскольку работа протекала в сельской местности.

При указанных обстоятельствах периоды нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком, имевшие место до 6 октября 1992 года, обоснованно включены в специальный стаж в льготном исчислении.

Учитывая, что в судебном заседании суда первой инстанции истцом были уточнены требования о включении в специальный стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком, а именно с ..г. по ..г. и с ..г. по ..г., определением Володарского районного суда Астраханской области от ..г. обоснованно исправлена описка в датах, допущенная в резолютивной части решения.

Разрешая вопрос о включении в подсчет специального стажа Абулгартаевой Г.М. периодов нахождения на курсах повышения квалификации, в том числе и в льготном исчислении, районный суд пришел к правильному выводу об удовлетворении указанных требований.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеуказанной статьей, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством РФ.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ №516 от 11 июля 2002 года.

В силу п.4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации (ст.112 КЗоТ РСФСР) в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением ей средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1379 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", предусмотрено включение в специальный стаж для назначения льготной пенсии времени обучения на курсах повышения квалификации по специальности, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала соответствующая деятельность.

При этом каких-либо указаний об исчислении периода нахождения на курсах повышения квалификации только в календарном порядке вышеуказанные правовые акты не содержат.

При таких обстоятельствах, с учетом положений действующего законодательства, а также законодательства, регулировавшего спорные правоотношения в период до 1 ноября 1999 года, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, в том числе и в льготном исчислении, если направление на курсы происходит во время работы, включенной в специальный стаж с применением коэффициента.

Вместе с этим, судебная коллегия считает обоснованным довод кассационной жалобы о невозможности включения в специальный стаж периода работы Абулгартаевой Г.М. со ..г. по ..г. в должности врача-педиатра в ОГОУ «...», по следующим основаниям.

Как усматривается из Устава ОГОУ «...», данное учреждение является образовательным учреждением, созданным для осуществления образовательной деятельности.

Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, от 29 октября 2002 года и ранее действовавшими от 6 сентября 1991 года и 22 сентября 1999 года, Списками учреждений «школа-интернат» не включена.

Время работы в должности врача в детских учреждениях и учебных заведениях, в том числе в «школах-интернатах» и «школах всех типов для глухонемых, слепых, нервных и других больных детей», включалось в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения, до 1 октября 1993 года на основании постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, которым были утверждены Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет.

Однако 1 октября 1993 года постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 утратило силу, и медицинские работники учреждений образования лишились права на включение в специальный стаж периодов работы в таких образовательных учреждениях, как школа-интернат.

В силу позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в постановлениях от 29 января 2009 года № 67-О-О и от 29 января 2004 года № 2-П, выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете специфики выполняемой ими работы и профиля учреждения, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.

Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1,2,6,15,17,18,19,55 Конституции РФ, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.

Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Исходя из вышеуказанных норм права, решение суда в части включения периода работы Абулгартаевой Г.М. со ..г. по ..г. в должности врача-педиатра в ОГОУ «...» в подсчет специального стажа нельзя признать законным и обоснованным, поскольку выводы суда противоречат нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем судебная коллегия считает необходимым решение суда в этой части отменить, приняв новое решение об отказе в удовлетворении данных требований.

Другие доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, в связи с чем оснований для отмены решения суда по данным доводам не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Володарского районного суда Астраханской области от 30 июня 2011 года в части возложения на ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Володарском районе Астраханской области обязанности включить в специальный медицинский стаж Абулгартаевой Г.М. периода работы со ..г. по ..г. в должности врача-педиатра в ОГОУ «...» отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении данных требований отказать.

В остальной части решение Володарского районного суда Астраханской области от 30 июня 2011 года и определение Володарского районного суда Астраханской области от 22 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Володарском районе Астраханской области – без удовлетворения.