Необоснованный отказ УФМС в рассмотрении заявления гражданина признан незаконным



Судья Шалаев А.В. Дело № 33-2878/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 7 сентября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Лавровой С.Е.,

судей Губернаторова Ю.Ю., Коробченко Н.В.

при секретаре Хоюровой Ю.П.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е. дело

по кассационной жалобе Управления Федеральной миграционной службы России по Астраханской области

на решение Знаменского городского суда Астраханской области от 5 августа 2011 года

по заявлению Рыка С.А. об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы России по Астраханской области

У С Т А Н О В И Л А :

Рыка С.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения УФМС России по Астраханской области от 28.06.2011г., указав, что он русский, является гражданином <---->, в июле 2008г. он ездил в Грузию, чтобы заменить паспорт, срок действия которого истек, находился в гостях у своей матери, новый паспорт получил, но визу для выезда в Россию не оформил, т.к. российское посольство было закрыто ввиду военного конфликта между Грузией и Южной Осетией и ведением военных действий. В сентябре 2008г. он был вынужден покинуть Грузию из-за начала войны и притеснений русских местными жителями и представителями местной власти, а также требованиями местных властей встать в ряды резервистов. Он прибыл в Россию в <----> Астраханской области, где проживает его отец и брат. Из Грузии он выезжал через Абхазию в Адлер, с группой из 18 человек с помощью российских миротворцев, на военной технике. Абхазская сторона принимала русских из Грузии как беженцев. Ему известно, что в настоящее время часть покидавших с ним Грузию лиц, вернувшихся затем в Грузию, привлечены к уголовной ответственности за незаконное пересечение границы. Он решил покинуть Грузию, т.к. ему угрожали физической расправой, поджогом дома его матери. Фактически в течение 10 лет он проживает у брата в <--->. В ноябре 2008г. он обращался в УФМС по Астраханской области с ходатайством о признании его беженцем на территории РФ, но ему отказали как лицу, не соответствующему критериям, определяющим понятие «беженец». В марте 2009г. он обращался в УФМС с заявлением о предоставлении ему временного убежища на территории РФ в связи со сложной политической обстановкой в Грузии и притеснением русских, в чем ему также отказали. При проведении с ним бесед в УФМС он побоялся сообщить объективные причины выезда из Грузии. 13.05.2011г. его привлекли к административной ответственности за незаконное нахождение на территории РФ в виде <---->. 31.05.201 1г. он вновь обратился в УФМС с заявлением о предоставлении ему временного убежища, в рассмотрении которого ему отказали, поскольку ранее уже принималось решение по данному вопросу. Считает данный отказ не обоснованным, поскольку УФМС не изучило всесторонне информацию о ситуации в Грузии и в нарушение принципа единства семьи не приняло во внимание проживание его семьи на территории России и не дало оценки новым обстоятельствам.

Представитель УФМС но Астраханской области Шиянов В.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

Решением Знаменского городского суда Астраханской области от 5 августа 2011 года заявление удовлетворено.

В кассационной жалобе Управления Федеральной миграционной службы России по Астраханской области ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права, поскольку оснований для разрешения повторного заявления Рыка С.А. не имелось.

Заслушав докладчика, мнение представителя УФМС России по АО Дорожкиной Н.Н, поддержавшей доводы жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения по указанным в ней доводам.

В соответствии со статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни.

В соответствии с подпунктом 1 п.1 ст. 1 Федерального закона «О беженцах» беженец по лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой пой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

В силу п.4 ст.З Федерального закона «О беженцах» признание беженцами лиц. являющихся членами одной семьи, осуществляется в отношении каждого члена семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, с учетом обстоятельств, предусмотренных п.п.1 п.1 статьи 1 указанного Закона. Нормы международного законодательства рекомендуют миграционным службам прилагать все усилия для обеспечения воссоединения разрозненных семей беженцев. Согласно ст.14 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

В силу п.п. 1 и 2 ст. 12 Федерального закона «О беженцах» предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ. Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или. лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории РФ; не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным данным Законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории РФ.

Учитывая данные положения закона, территориальные миграционные службы своими решениями предоставляют иностранным гражданам или лицам без гражданства временное убежище, а также, оцепив наличие или отсутствие оснований, предоставляют дополнительную защиту.

Постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 г. № 274 «О предоставлении временного убежища на территории РФ» утвержден Порядок предоставления временного убежища, которым определены условия предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также прибывшим с ними членам их семей возможности временно пребывать на территории России и предусмотрено предоставление временного убежища в случае существования гуманных причин, требующих временного пребывания лица на территории РФ.

В соответствие со ст.17 Закона РФ от 19.02.1993г. № 4528-1 «О беженцах» - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции получает в установленном порядке и передает в свои территориальные органы информацию о политической, социально-экономической обстановке в государстве гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) лица, ходатайствующего о признании беженцами, получает от физических и юридических лиц, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм собственности информацию, необходимую для осуществления проверки сведений, сообщенных лицом, ходатайствующим о признании беженцем.

Согласно копии свидетельства о рождении Р.С.Л. и его родители Р,Л.П. и Р.Т.В. являются <----> по национальности.

Из копии паспорта заявителя, выданного --- следует, что он является гражданином <---->.

Согласно копий паспортов отца заявителя Р.Л.И. и брата заявителя Р.Л.Л. следует, что они являются гражданами <----> и проживают на территории России в <--->.

Постановлением Знаменского горсуда от 13.05.2011г. Рыка С.Л. привлечен к административной ответственности по <----> КоАП РФ- нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживании) в РФ. выразившееся в нарушении установленных правил въезда в РФ, а равно уклонения от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере <----> <---->. Основанием неприменения административного выдворения послужило в т.ч. проживание близких родственников в <--->.

При рассмотрении дела суд принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон и на основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств пришел к обоснованному выводу, что при обращении Рыка С.А. с заявлением от 31.05.2011г. УФМС РФ по Астраханской области не учел, что в его заявлении указаны иные основания по сравнению с ранее рассмотренными, поэтому ссылка на отсутствие возможности повторного принятия и рассмотрения ходатайства заявителя о предоставлении убежища на территории РФ не основана на законе.

С учетом этих обстоятельств и приведенных положений материального закона суд правильно удовлетворил заявленные требования.

Поскольку доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Всем представленным сторонами доказательствам в решении дана надлежащая оценка, при таких обстоятельствах доводы жалобы выводов суда не опровергают и не являются основанием к отмене решения.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

о п р е д е л и л а :

Решение Знаменского городского суда Астраханской области от 5 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной миграционной службы России по Астраханской области – без удовлетворения.