Истец правомерно поставил вопрос о предоставлении ему жилого помещения, поскольку указанное право у него возникло на основании Федерального закона `О статусе военнослужащих`.



Судья Шамшутдинова К.Г. Дело № 33-2763/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань «7» сентября 2011 года.

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Лавровой С.Е.,

судей областного суда Губернаторова Ю.Ю., Коробченко Н.В.,

при секретаре Хоюровой Ю.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Коробченко Н.В.

дело по кассационной жалобе истца Джаубаева Б.Ш.

на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 29 июля 2011 года

по иску Джаубаева Б.Ш. к администрации г. Астрахани о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,

УСТАНОВИЛА:

Джаубаев Б.Ш. обратился в суд с иском к Правительству Астраханской области, Министерству обороны РФ о предоставлении жилого помещения, указав в обоснование своих требований, что прослужил 20 лет на военной службе, имеет две правительственные награды, в результате реорганизационных мероприятий в 1997 году войсковая часть, в которой он проходил службу в г. Знаменске, была расформирована и ДД.ММ.ГГГГ он был уволен с действительной военной службы, ему была выдана справка о том, что в соответствии со статьей 4 Указа Президента РФ от 19 февраля 1992 года №154 он имеет право на получение в собственность занимаемого жилого помещения, независимо от его размера, в домах государственного и муниципального жилого фонда.

Истец указывает, что в 1999 году он был поставлен Астраханским областным военным комиссариатом на учет военнослужащих и граждан, уволенных в запас, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. С 1998 года он также стал обращаться в Администрацию г. Астрахани по поводу выделения ему жилья. Решение его жилищной проблемы путем получения жилищного сертификата невозможно, поскольку размер субсидии, выдаваемой по жилищному сертификату, не позволял ему реализовать право на приобретение по установленным социальным нормам жилого помещения, исходя из реальной стоимости жилья. В 2008 году ему стало известно о том, что он имеет право на предоставление жилого помещения федеральным органом исполнительной власти, в котором проходила военная служба, за счет средств федерального бюджета. До настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.

При указанных обстоятельствах, истец с учетом уточнения исковых требований просил суд обязать ответчиков Министерство обороны РФ, Министерство Регионального развития РФ, Администрацию г. Астрахани, Правительство Астраханской области предоставить ему в собственность жилое помещение, находящееся в федеральной собственности, по нормам предоставления площади жилого помещения, установленной статьей 15.1 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих».

Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 29 июля 2011 в иске Джаубаеву Б.Ш. отказано в полном объеме.

В кассационной жалобе Джаубаев Б.Ш. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. Истец указывает, что отказывая в удовлетворении иска, суд нарушил его конституционное право на жилище, поскольку отсутствие механизма получения жилья, не может являться основанием для нарушения его прав. Суд неправильно сделал вывод об уточнении им иска и предъявления требований в порядке статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации только к Администрации г. Астрахани, поскольку в установленном законом порядке в этой части он не изменял исковое заявление, его требования остались прежними.

Учитывая надлежащее извещение представителей Министерства обороны РФ, Министерства регионального развития РФ, Военного комиссариата Астраханской области, в соответствии с требованиями статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие указанных лиц.

Заслушав докладчика, Джаубаева Б.Ш., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей Администрации г. Астрахани Тырнову А.А., Правительства Астраханской области Донцову М.Г., возражавших против удовлетворения доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40 Конституции РФ).

Материалами дела установлено, что Джаубаев Б.Ш. безупречно прослужил на военной службе 20 лет, ДД.ММ.ГГГГ уволен с действительной военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и в соответствии со статьей 4 Указа Президента РФ от 19 февраля 1992 года №154 имеет право на получение безвозмездно в собственность занимаемого жилого помещения, независимо от его размера, в домах государственного и муниципального жилого фонда, в том числе переданного в полное хозяйственное ведение предприятия или в оперативное управление учреждений (т.1 л.д.12,103), с 1999 года он состоит на учете военнослужащих и граждан, уволенных в запас, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий (т.1 л.д.15).

Суд первой инстанции, разрешая дело по существу и отказывая Джаубаеву Б.Ш. в иске, исходил из того, что специальный нормативных акт, регулирующий порядок бесплатного предоставления жилых помещений в собственность военнослужащих, уволенных со службы, на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти, не принят.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют изложенным в решении суда обстоятельствам дела и нормам материального права.

На основании статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по выбору указанных граждан им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или жилые помещения, переданные в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную собственность, по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет. Указанным гражданам жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности или переданные из федеральной собственности в муниципальную собственность, предоставляются в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.

Согласно ст. 15.1 указанного Федерального закона норма предоставления площади жилого помещения при предоставлении по договору социального найма жилых помещений, находящихся в федеральной собственности или переданных из федеральной собственности в муниципальную собственность, либо при предоставлении жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти составляет восемнадцать квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Таким образом, Джаубаев Б.Ш. правомерно поставил вопрос о предоставлении ему жилого помещения, поскольку указанное право у него возникло на основании Федерального закона «О статусе военнослужащих» и до настоящего времени истец не обеспечен жилым помещением.

В соответствии со статьей 3 Федерального Закона от 8 декабря 2010 года №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции настоящего Федерального закона) и статье 2 настоящего Федерального закона (далее - граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом), жилыми помещениями: 1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; 2) предоставление жилого помещения по договору социального найма; 3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.

Статьей 33.1 Закона Астраханской области «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области» от 10 октября 2006 года ( в редакции от 19 июля 2011 года) №75/2006-ОЗ возложена обязанность на Правительство Астраханской области по предоставлению гражданам, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма.

Доводы представителя ответчика Правительства Астраханской области об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца Джаубаева Б.Ш., в связи с его отказом от реализации своего права на получение жилого помещения путем выдачи государственного жилищного сертификата, не могут быть приняты во внимание, поскольку для разрешения данного спора указанные обстоятельства юридического значения не имеют.

Более того, из приведенных выше правовых норм, с учетом позиции Постановления Конституционного Суда Российской федерации от 5 апреля 2007 года №5-П следует, что действующим законодательством предусмотрены две формы обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищных законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях: путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также путем предоставления жилых помещений.

В рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» гарантировал военнослужащим предоставление жилых помещений, а для граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, определил источники и формы обеспечения их жильем, возложив, таким образом, на государство соответствующие публично-правовые обязанности, которые ему надлежит выполнять в силу статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 59 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

Доводы представителя Правительства Астраханской области об отсутствии возможности предоставить истцу жилое помещение ввиду того, что субвенции бюджету области на осуществление полномочий по предоставлению жилья не предусмотрены в текущем 2011 году не могут быть приняты во внимание, поскольку действующее законодательство не ставит право Джаубаева Б.Ш. на получение жилого помещения от наличия или отсутствия денежных средств на указанные цели.

Проанализировав собранные по делу доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в соответствии с действующим законодательством государство делегировало полномочия по обеспечению граждан, уволенных с военной службы в запас и принятых до 1 января 2005 года органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, органам государственной власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем обязанность по предоставлению жилого помещения истцу Джаубаеву Б.Ш. возложена на Правительство Астраханской области.

Поскольку обстоятельства дела, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме и подтверждаются доказательствами по делу, собранными в установленном законом порядке, однако выводы суда не соответствуют им, судебная коллегия считает возможным принять в этой части по делу новое решение, обязав Правительство Астраханской области предоставить Джаубаеву Б.Ш. бесплатно в собственность благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, на состав семьи один человек, общей площадью не ниже нормы предоставления жилого помещения и находящееся в черте города Астрахани.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кировского районного суда г. Астрахани от 29 июля 2011 года отменить, принять по делу новое решение.

Обязать Правительство Астраханской области предоставить Джаубаеву Б.Ш. бесплатно в собственность благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, на состав семьи один человек, общей площадью не ниже нормы предоставления жилого помещения и находящееся в черте города Астрахани.