Судья Морозова О.А. Дело № 33-2983/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Астрахань «14» сентября 2011 года. Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе: председательствующего Костиной Л.И., судей областного суда Стус С.Н., Коробченко Н.В., при секретаре Чакиевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Коробченко Н.В. дело по кассационной жалобе представителя ответчика Правительства Астраханской области Бузиной Е.Ю. на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 16 августа 2011 года по иску прокурора Астраханской области в интересах Пронина О.М. к Правительству Астраханской области о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛА: Прокурор Астраханской области, действуя в интересах Пронина О.М., обратился в суд с иском к Правительству Астраханской области о предоставлении жилого помещения. Истец указывает в обоснование своих требований, что Пронин О.М. является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, в соответствии с актом на подкинутого ребенка он был найден в ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> и доставлен в городской дом ребенка. Согласно актовой записи о рождении мать включена по заявлению медицинского работника, а отец в свидетельстве о рождении не указан. В связи с утратой родительского попечения Пронин О.М. ДД.ММ.ГГГГ был определен на полное государственное обеспечение в Областной дом ребенка, до ДД.ММ.ГГГГ являлся воспитанником <данные изъяты> где находился на полном государственном обеспечении. В порядке перевода в период с ДД.ММ.ГГГГ находился на полном государственном обеспечении в <данные изъяты> в последующем с ДД.ММ.ГГГГ обучался в <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ Пронину О.М., как выпускнику детского дома, предоставлено для временного проживания жилое помещение маневренного фонда в общежитии по адресу <адрес> Ввиду отсутствия закрепленного жилого помещения Пронин О.М. включен в список очередности граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения в общегородской очереди под №** Поскольку Пронин О.М., обладающий правом на внеочередное получение жилого помещения, до настоящего времени жильем не обеспечен, прокурор просил суд обязать Правительство Астраханской области предоставить Пронину О.М. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение на состав семьи 1 человек. В судебном заседании представитель истца Хирный А.В. и Пронин О.М. исковые требования поддержали. Представитель ответчика Правительства Астраханской области и Министерства образования и науки Астраханской области Забояркина А.В. иск не признала. Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 16 августа 2011 года на Правительство Астраханской области возложена обязанность предоставить Пронину О.М. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, пригодное для постоянного проживания и отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не ниже нормы предоставления на состав семьи 1 человек. В кассационной жалобе Правительство Астраханской области ставит вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального и процессуального права, считая решение необоснованным ввиду того, что в установленном законом порядке Пронин О.М. не был признан лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Кроме того, в настоящее время не представляется исполнить другие решения судов о предоставлении жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ввиду распределения предусмотренных на 2011 год бюджетных ассигнований на указанные цели и отсутствия иных источников финансирования. Заслушав докладчика, представителя Правительства Астраханской области Забояркину А.В., поддержавшую кассационную жалобу, прокурора Лиджи-Горяеву Е.Б., Пронина О.М., считавших решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда. Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу пункта «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, четко обозначен федеральным законодательством. В силу статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства. Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии с актом на подкинутого ребенка от ДД.ММ.ГГГГ Пронин О.М. был найден в ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> и помещен на полное государственное обеспечение в Городской дом ребенка, ДД.ММ.ГГГГ переведен в Областной дом ребенка, в последующем в период с ДД.ММ.ГГГГ являлся воспитанником <данные изъяты>, в порядке перевода в период с ДД.ММ.ГГГГ воспитывался в <данные изъяты> в последующем с ДД.ММ.ГГГГ обучался в <данные изъяты> На основании положений статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент окончания Прониным О.М. учебного заведения), статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилое помещение предоставляется детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при прекращении опеки. Как следует из материалов дела, Пронин О.М. по окончании учебного заведения в возрасте 17 лет в период с ДД.ММ.ГГГГ неоднократно обращался с заявлениями о предоставлении ему жилого помещения. На основании постановления администрации г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ № ** Пронину О.М., как выпускнику детского дома, ДД.ММ.ГГГГ предоставлено для временного проживания жилое помещение маневренного фонда в общежитии по адресу: г. <данные изъяты>, в котором он проживает и состоит на регистрационном учете по настоящее время. Постановлением администрации Ленинского района г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ №** Пронин О.М. принят на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, номер в общегородском списке по состоянию на 2011 года – ** Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность на Правительство Астраханской области по предоставлению вне очереди жилья Пронину О.М., поскольку он является лицом, имеющим право на предоставление жилья вне очереди, до наступления момента возникновения права на предоставление жилого помещения и до достижения возраста 23 лет, имея статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, предпринимал меры для постановки его на учет, однако не был поставлен на таковой по причинам, от него не зависящим и до настоящего времени жилым помещением не обеспечен. Доводы жалобы о том, что не имеется возможности предоставить жилье Пронину О.М. ввиду того, что предусмотренные на 2011 год бюджетные ассигнования на указанные цели распределены, отсутствуют иные источники финансирования не могут быть приняты во внимание, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом судебного разбирательства, не опровергают судебное решение по существу. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, судом не допущено. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда, ОПРЕДЕЛИЛА: решение Кировского районного суда г. Астрахани от 16 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ответчика Правительства Астраханской области Бузиной Е.Ю. – без удовлетворения.