Решение районного суда об обязании администрации предоставить в собственность заявителю земельный участок отменено ввиду нарушения норм материального права, поскольку заявитель фактически пользуется земельным участком при отсутствии законных оснований.



судья Шамухамедова Е.В. Дело № 33-3002/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 14 сентября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Лавровой С.Е.,

судей Губернаторова Ю.Ю., Егоровой И.В.

при секретаре Васильевой Е.Д.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е.

дело по кассационной жалобе представителя Управления земельными ресурсами администрации города Астрахани

на решение Советского районного суда г. Астрахани от 12 августа 2011 года

по делу по исковому заявлению Лосицкого П.Ф. к администрации города Астрахани в лице Управления земельными ресурсами об оспаривании действий муниципального органа

У С Т А Н О В И Л А:

Лосицкий П.Ф. обратился в суд с исковым заявлением к администрации города Астрахани в лице Управления земельными ресурсами об оспаривании действий муниципального органа и возложении обязанности предоставления земельного участка, площадью 600 кв.м по адресу: <...>, указав, что 4 февраля 2008 года обратился с заявлением об оформлении документов землепользования на земельный участок под принадлежащим на праве собственности жилым домом по указанному выше адресу. В течение трех лет произведены топографические и иные работы по документальному оформлению земельного участка, в связи с которыми установлено, что фактически земельный участок имеет площадь 550 кв.м. 10 марта 2011 года обратился к ответчику с просьбой предоставить бесплатно в собственность земельный участок площадью 550 кв.м., на что 12 апреля 2011 года получен ответ о том, что 297 кв.м. будут предоставлены бесплатно, а оставшиеся 253 кв.м., истец должен выкупить по рыночной цене за <...> рублей. С действиями ответчика Лосицкий П.Ф. не согласен, поскольку полагает, что все 550 кв.м. должны быть предоставлены бесплатно. Так, спорный участок общей площадью 550 кв.м. 25 октября 1966 года приобретен по договору купли-продажи изначально с увеличением его площади прежней собственницей И. С указанного периода и по настоящее время, истец пользуется земельным участком, возделывает его, ухаживает за деревьями, кустарниками, уплачивает налоги. Просил суд признать действия Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани в части предоставления земельного участка площадью 253 кв.м. из 550 кв.м. по адресу: <...> за плату незаконными и обязать ответчика предоставить земельный участок площадью 253 кв.м. бесплатно.

В судебном заседании представитель истца Лосицкая С.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнила требования и просила суд обязать Управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани предоставить земельный участок площадью 600 кв.м. по адресу: <...> Лосицкому П.Ф. бесплатно.

В судебном заседании представитель ответчика Карасева О.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в иске отказать в полном объеме.

Решением Советского районного суда г. Астрахани от 12 августа 2011 года заявленные требования удовлетворены, действия администрации города Астрахани о непредставлении земельного участка Лосицкому П. Ф. признаны незаконными. Суд обязал администрацию города Астрахани предоставить бесплатно Лосицкому П. Ф. земельный участок площадью 600 кв.м по адресу: <...>.

В кассационной жалобе представителем Управления земельными ресурсами администрации города Астрахани ставится вопрос об отмене решения суда по основаниям неправильного применения норм материального права.

Заслушав докладчика, представителя Управления земельными ресурсами администрации города Астрахани Карасеву О.В., поддержавшую доводы жалобы, представителя Лосицкого П.Ф. Лосицкую С.Н., возражавшую против ее удовлетворения, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит состоявшееся по делу решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ст. 25 Земельного кодекса РФ).

Судом установлено, что согласно договору купли-продажи от 25 октября 1966 года Лосицкий П.Ф. приобрел жилой дом по ул. <...> расположенный на земельном участке мерою 297 кв.м.

На основании плана усадебного участка, извлечения из технической документации, земельный участок по ул. <...> самовольно увеличен на 178 кв.м. за счет земель МО «Город Астрахань», а в настоящее время увеличение земельного участка составляет 252 кв.м.

Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости, границы объединенного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Схема расположения данного земельного участка на кадастровом плане не согласована в установленном законом порядке, поскольку земельный участок расположен в охранной зоне сетей водопровода.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что Лосицкий П.Ф. фактически пользуется земельным участком, площадью 600 кв. м, расположенным по адресу: <...>.

Однако, принимая такое решение, суд первой инстанции не учел, что довод заявителя о том, что он пользуется большим участком на законных основаниях, ничем не подтвержден.

Согласно ст.ст. 15, 17, 18 Земельного кодекса РФ объектом земельных правоотношений, на основании которых возникает право собственности, могут быть земельные участки, при этом, части земельных участков не названы в качестве таковых. Невозможно осуществление государственной регистрации права на части земельного участка, поскольку они не являются самостоятельными объектами гражданских прав.

Частью 1 ст. 11.3 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Описание местоположения границ земельного участка, в соответствии с п.3 ч. 1 ст. 7 Закона является уникальной характеристикой земельного участка, вносимой в Государственный кадастр недвижимости.

При этом, ч. 5 ст. 38 Закона предусмотрено, что местоположение границ земельного участка указывается в межевом плане, составленном по результатам кадастровых работ в отношении земельного участка.

Проведение работ по установлению границ земельных участков, и их назначение, а также те или иные действия по образованию земельных участков не должны осуществляться в ущерб реализации общих требований законодательства, предъявляемых к правовому режиму земельных участков и недвижимости, расположенной на ней.

Таким образом, границы земельного участка считаются определенными в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае, если местоположение границ земельного участка внесено в государственный кадастр недвижимости в порядке, установленном Законом о кадастре.

Оценив представленные Лосицким П.Ф. документы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что они не являются правоустанавливающими и при отсутствии решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка не могут подтверждать его право на спорный участок.

В соответствии со ст. 3 Закона Астраханской области от 4 марта 2008 года №7/2008-03 «Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений Астраханской области» в собственность граждан земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно в следующих случаях, лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, - для индивидуального жилищного строительства по месту проживания.

Право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства используется гражданами, не имеющими земельных участков в постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненно наследуемом владении или собственности, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

Лосицкий П.Ф. имеет право на земельный участок площадью 297 кв.м, выделенный для эксплуатации принадлежащего ему жилого дома. Оснований для выделения ему именно земельного участка, площадью 600 кв.м по адресу: <...> в соответствии со ст. 3 Закона Астраханской области от 4 марта 2008 года №7/2008-03 «Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений Астраханской области» не установлено.

При таких обстоятельствах по данному делу суд постановил решение, которое в силу ст. 362 ГПК РФ не может быть признано законным и обоснованным, поскольку суд неправильно применил нормы материального права, Учитывая, что решение суда постановлено в результате неправильного применения норм материального права, судебная коллегия полагает возможным принять новое решение об отказе в удовлетворении искового заявления Лосицкого П. Ф. об оспаривании действий администрации города Астрахани и возложении обязанности предоставления земельного участка, площадью 600 кв.м по адресу: <...>.

На основании изложенного и руководствуясь статье 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Советского районного суда г. Астрахани от 12 августа 2011 года отменить и вынести новое решение, которым исковое заявление Лосицкого П.Ф. к администрации города Астрахани в лице Управления земельными ресурсами об оспаривании действий муниципального органа и возложении обязанности предоставления земельного участка, площадью 600 кв.м по адресу: <...> оставить без удовлетворения.