Суд обоснованно удовлетворил заявление, поскольку исходя из нормы ст.15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих после увольнения с военной службы » заявитель и члены его семьи должны быть обеспечены жилой площадью не менее 18,0 кв.м. на человека.



судья Гринина Н.А. дело № 33-2727/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 сентября 2011 года г. Астрахань

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Мухамбеталиевой Н.Х.,

судей Конышевой И.Н., Стус С.Н.,

при секретаре Морозовой И.М.,

рассмотрев в судебном заседании по докладу судьи Конышевой И.Н. дело по кассационной жалобе администрации г. Волгограда на решение Знаменского городского суда Астраханской области от 18 июня 2011 года по заявлению Ткаченко В.А. об оспаривании решения администрации г. Волгограда о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий,

установила:

Ткаченко В.А. обратился в суд с заявлением, указав, что проходил военную службу в Вооруженных Силах России с *** по ***.

По месту прохождения военной службы в г*** он и члены его семьи были обеспечены жилой площадью на общих основаниях.

В связи с предстоящим увольнением с военной службы и избранием г. *** в качестве постоянного места жительства после увольнения из Вооружённых Сил России он с составом семьи из трёх человек в *** году поставлен на учёт в администрации г. Волгограда в качестве нуждающегося в получении жилого помещения или улучшении жилищных условий.

В *** году его супруга Ткаченко Т.А. приватизировала занимаемую ими квартиру в г.Знаменске.

В *** года управлением по жилищной политики администрации г. Волгограда он уведомлен о том, что постановлением администрации города он с составом семьи 3 человека снят с учета в связи с решением жилищной проблемы.

Поскольку ни он, ни члены его семьи не обеспечены жилым помещением по избранному месту постоянного жительства после увольнения с военной службы, подписали обязательство о сдаче занимаемой в *** жилой площади в распоряжение Министерства Обороны РФ, заявитель просил суд признать незаконным постановление администрации г. Волгограда от *** *** «О снятии с учёта в качестве нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий граждан, уволенных с военной службы и членов их семей» в части снятия его с учёта в качестве нуждающегося в получении жилого помещения или улучшении жилищных условий, и обязать администрацию г. Волгограда восстановить его в очереди на получение жилых помещений или улучшении жилищных условий граждан, уволенных с военной службы и членов их семей.

В судебном заседании Ткаченко В.А., его представитель Аврамук А.В. поддержали заявление.

Представитель администрации г. Волгограда в судебном заседании не участвовал.

Решением Знаменского городского суда Астраханской области от 18 июля 2011 года заявление Ткаченко В.А. удовлетворено:

постановление администрации г. Волгограда от *** *** «О снятии с учёта в качестве нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий граждан, уволенных с военной службы и членов их семей» в части снятия Ткаченко В.А. с учёта в качестве нуждающегося в получении жилого помещения или улучшении жилищных условий в связи с решением жилищной проблемы признано незаконным;

на администрацию *** возложена обязанность устранить допущенное нарушение его права и восстановить Ткаченко В.А. в очереди на получение жилого помещения или улучшении жилищных условий граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

В кассационной жалобе администрация г. Волгограда ставит вопрос об отмене решения суда, считая его незаконным и необоснованным, поскольку суд не учел факт обеспеченности заявителя жилой площадью выше учетной нормы, неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не применил закон подлежащий применению. Кроме того, суд решил вопрос о правах и обязанностях юридического лица, не привлеченного к участию в деле.

В суд кассационной инстанции представитель лица, подавшего кассационную жалобу, и Ткаченко В.А. не явились по вторичному вызову, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав докладчика, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Установлено, что в период с *** по *** Ткаченко В.А. проходил военную службу в Вооруженных Силах России.

С *** Ткаченко В.А., *** Т. состоят на регистрационном учете по адресу: ***.

*** Ткаченко В.А. с составом семьи 3 человека поставлен на учет граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, избравших *** постоянным местом жительства после окончания военной службы и увольнения из Вооруженных Сил Российской Федерации.

*** на основании договора передачи за супругой заявителя Т. зарегистрировано право собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: ***.

Постановлением администрации *** от *** *** подполковник запаса Ткаченко В.А. с составом семьи 3 человека снят с учета в качестве нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий. Основанием к совершению данного снятия являлась обеспеченность Ткаченко В.А. жилой площадью жилого помещения на одного человека в размере 13,0 кв.м. на одного человека, что выше учетной нормы, установленной в муниципальном образовании «Город Волгоград».

В силу п.1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие-граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по состоянию здоровья без предоставления жилых помещений.

Согласно п. 14 ст.15 вышеуказанного Закона, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

По смыслу приведенных норм права получение жилой площади по избранному месту жительства является мерой социальной защиты военнослужащих, и перемена их места жительства возможна лишь при получении жилого помещения по новому месту жительства.

В соответствии с п.п.1 статьи 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Пунктом 9 Правил предоставления гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.11.2009 N 903 предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, уволенным с военной службы, по нормам предоставления, предусмотренным ст.15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", по правилам п. 8 настоящих Правил, в том числе, в случае если гражданином, уволенным с военной службы, и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность.

Дав оценку доказательствам по делу, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления, поскольку на момент увольнения с военной службы Ткаченко В.А. признавался нуждающимся в улучшении жилищных условий с составом семьи 3 человека, площадь жилого помещения, расположенного по адресу: ***, правом пользования которым обладает Ткаченко В.А., не соответствует площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено заявителю и членам его семьи по закону после увольнения с военной службы, исходя из полагающихся 18,0 кв.м. на человека.

Доводы жалобы об обеспеченности Ткаченко В.А. жилой площадью более учетной нормы являются не основательными, поскольку жилищные права Ткаченко В.А. регулируются нормами специального закона, а именно, Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

Доводы жалобы о не привлечении к участию в деле администрации *** являются несостоятельными, поскольку из материалов дела усматривается, что возражение по заявлению Ткаченко В.А. подписан представителем департамента по жилищной политике администрации ***, являющегося структурным подразделением администрации города.

Иные доводы кассационной жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции, к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств и не являются основанием к отмене решения суда.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

определила:

решение Знаменского городского суда Астраханской области от 18 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Волгограда - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: