Суд обоснованно удовлетворил иск, т.к. на момент исключения истцов из участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семьи» у органа местного самоуправления отсутствовали законные основания для данного действия (п.2 ч.1 ст.56 ЖКРФ).



судья Гончарова Ю.С. дело № 33-2967/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 сентября 2011 года г. Астрахань

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Белякова А.А.,

судей Конышевой И.Н., Обносовой М.В.,

при секретаре Маловой В.Г.,

рассмотрев в судебном заседании по докладу судьи Конышевой И.Н. дело по кассационной жалобе администрации г. Астрахани на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 8 августа 2011 года по иску Харьковской Ю.В., Харьковского И.А. к администрации г. Астрахани о признании незаконным решения об исключении из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий,

установила:

Харьковская Ю.В., Харьковский И.А. обратились в суд с иском к администрации г. Астрахани, указав, что в *** году обратились в управление по жилищной политике администрации г. Астрахани с заявлением об участии в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

На основании постановления администрации г. Астрахани от *** *** они приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи 3 человека.

Постановлением администрации *** от *** *** их семья исключена из списка состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании п. 6 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.

Ответчик поставлен в известность об изменении состава семьи, документы, подтверждающие состав семьи в количестве 4 человек, приобщены к учетному делу, считают, что являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку на каждого члена семьи в связи с рождением второго ребенка приходится по *** кв.м. общей площади жилых помещений, т.е. менее учетной нормы. Харьковская Ю.В., Харьковский И.А. просили признать незаконным постановление администрации г. Астрахани от *** *** об исключении их семьи списка молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; признать неправомерными действия администрации г. Астрахани по постановке их семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с *** на основании постановления ***; обязать администрацию *** поставить их семью на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы с ***.

Истцы Харьковская Ю.В., Харьковский И.И. в судебном заседании не участвовали. Их представитель Цыганова Е.И. заявленные требования поддержала.

Представитель администрации г. Астрахани Тырнова А.А. иск не признала.

Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 8 августа 2011 года постановление администрации г. Астрахани от *** *** «О снятии Харьковской Ю.В. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении» признано незаконным; действия администрации г. Астрахани по постановке на учет семьи Харьковской Ю.В. и Харьковского И.А. *** год на основании постановления *** признаны неправомерными; на администрацию г. Астрахани возложена обязанность поставить семью Харьковской Ю.В. и Харьковского И.А. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по списку молодых семей для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы с ***.

В кассационной жалобе администрация г. Астрахани ставит вопрос об отмене решения суда, считая его незаконным и необоснованным ввиду несоответствия изложенных в нем выводов обстоятельствам дела; кроме того, судом нарушены нормы процессуального права, поскольку при вынесении решения суд вышел за пределы своих полномочий, установив дату постановки истцов на учет.

Заслушав докладчика, представителя администрации г. Астрахани Тырнову А.А., подержавшую кассационную жалобу, Харьковскую Ю.В., Харьковского И.А., их представителя Цыганову Е.И., считавших решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации г. Астрахани от *** *** Харьковская Ю.В. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи - 3 человека.

*** в семье Харьковских родился ребенок - Н, о чем *** ОЗАГС *** составлена актовая запись ***.

Постановлением администрации города Астрахани от *** года № *** Харьковская Ю.В. исключена из списка молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании п.6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ в связи с неправомерным принятием на учет, поскольку общая площадь жилых помещений с учетом количества членов семьи *** превышает установленную учетную норму по Астраханской области на одного члена семьи.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 N 285 применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства перечень документов, указанных в п.15 правил.

Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в п.15 настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления (п.17).

Согласно п.18 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются: несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в п.5 Правил; непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в п.15 Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

Повторное обращение с заявлением об участии в подпрограмме допускается после устранения оснований для отказа, предусмотренных в п.18 настоящих Правил (п.19).

Дав оценку имеющимся в деле доказательствам, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку на момент рождения второго ребенка (***) администрацией *** не принималось решение об отказе в признании молодой семьи Харьковских участницей подпрограммы, следовательно, оснований для повторного обращения для постановки на учет у истцов не имелось. Кроме того, по состоянию на *** Харьковские являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку на одного члена семьи приходилось общей площади жилых помещений менее учетной нормы, в связи с чем у администрации города отсутствовали правовые основания для исключения Харьковских из списка молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Поскольку одним из принципов жилищного законодательства является гарантированные государством права граждан на неукоснительное соблюдение в отношении них единых оснований, условий и порядка обеспечения жильем, то нарушения положений ст. 19 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», допущенные органом местного самоуправления в отношении семьи истцов должны быть устранены.

Доводы администрации г. Астрахани о нарушении судом норм процессуального права необоснованны, поскольку истцами заявлено требование о возложении обязанности на администрацию г. Астрахани поставить семью Харьковских на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы с ***, в связи с чем суд рассмотрел спор в соответствии со ст.196 Гражданского процессуального кодекса РФ, в пределах заявленных требований.

Иные доводы кассационной жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции, выражают несогласие с произведенной судом оценкой доказательств и не являются основанием к отмене постановленного судебного решения.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

определила:

решение Кировского районного суда г. Астрахани от 8 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Астрахани - без удовлетворения.