Периоды работы истца обоснованно включены в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку лечебная деятельность осуществлялась в сельской местности



Судья Кривошеева О.В. дело №33-3056/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ


г. Астрахань 21 сентября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Мухамбеталиевой Н.Х.

судей областного суда: Стус С.Н. и Белякова А.А.

при секретаре: Калмыкаевой Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Белякова А.А. дело по кассационной жалобе ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Трусовском районе г. Астрахани на решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 23 августа 2011 года по иску Башировой И.М. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Трусовском районе г. Астрахани о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛА:

Баширова И.М. обратилась в суд с иском, указав, что протоколом ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Трусовском районе г. Астрахани №-- от ...г. ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду недостаточности специального стажа. Из подсчета специального стажа исключены периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации и в отпуске по беременности и родам, а период работы в должности фельдшера отделения скорой медицинской помощи в Наримановской центральной районной больнице исчислены в календарном порядке. С отказом не согласна, просила включить в подсчет льготного стажа указанные периоды в льготном исчислении как 1 год 3 месяца за 1 год работы и назначить пенсию с момента первоначального обращения - с ...г..

В судебном заседании представитель истца Башировой И.М. – Панькова Л.И. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Голинко Н.Н. иск не признала.

Представитель третьего лица МУЗ «Наримановская ЦРБ» Гришина В.Г. не возражала против удовлетворения требований.

Решением Трусовского районного суда г. Астрахани от 23 августа 2011 года исковые требования Башировой И.М. удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Трусовском районе г. Астрахани ставится вопрос об отмене решения ввиду нарушения норм материального права, указав, что периоды работы истца в МУЗ «Наримановская ЦРБ» не могут быть включены в подсчет специального стажа в льготном исчислении, поскольку в это время Баширова И.М. работала в городской черте. Находясь на курсах повышения квалификации и в отпуске по беременности и родам, истец не осуществляла лечебную деятельность, в связи с чем данные периоды также не подлежат включению в стаж.

На заседание судебной коллегии представитель третьего лица МУЗ «Наримановская ЦРБ» не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки не известна, в связи с чем судебной коллегией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в порядке ст. 354 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Выслушав докладчика, объяснение представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в Трусовском районе г. Астрахани Пугачевой О.В., поддержавшей доводы жалобы, истца Башировой И.М. и ее представителя Паньковой Л.И., возражавших против кассационной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с п.п.20 ч.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 вышеназванного закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Как следует из материалов дела, протоколом №-- от ...г. ГУ УПФ РФ в Трусовском районе г.Астрахани Башировой И.М. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, поскольку из подсчета специального стажа исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 1 августа по 10 сентября 1988 года, с 24 апреля по 9 июня 1995 года, с 16 марта по 6 мая 1998 года, с 14 мая по 3 июля 2003 года, с 14 мая по 27 июня 2008 года; периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 9 мая 1982 года по 28 августа 1982 года и работы в должности фельдшера отделения скорой медицинской помощи в Наримановской центральной районной больнице с 1 апреля 1980 года по 31 июля 1988 года, с 11 сентября 1988 года по 31 марта 1989 года, с 22 декабря 1994 года по 15 марта 1995 года, с 20 марта по 23 апреля 1995 года, с 10 июня 1995 года по 17 января 1997 года, с 19 января по 9 декабря 1997 года, с 11 декабря 1997 года по 15 марта 1998 года, с 7 мая 1998 года по 1 ноября 1999 года исчислены в календарном порядке.

Разрешая исковые требования о зачете периодов работы в специальный стаж в льготном исчислении, суд первой инстанции обосновано исходил из требований действующего законодательства, а также из того, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Согласно подпункту «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке) период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.

Льготный порядок исчисления стажа медицинской работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) применялся при назначении пенсии до 1 ноября 1999 года независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе (пункт 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет»).

После 1 ноября 1999 года льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников может применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке). Если же работа протекала только в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), то к исчислению такого стажа льготный порядок не применяется (пункт 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения»).

Как установлено судом первой инстанции, трудовая деятельность Башировой И.М. в должностях фельдшера кареты скорой помощи, фельдшера отделения скорой медицинской помощи и фельдшера выездной бригады отделения скорой медицинской помощи в МУЗ «Наримановская центральная районная больница», территориально расположенной в г.Нариманов Астраханской области, дает право на исчисление ее стажа из расчета 1 год 3 месяца за 1 год работы, поскольку работа протекала как в городе, так и сельской местности. Указанное подтверждается материалами дела, в частности, Постановлением Главы Наримановского района Астраханской области от ...г. №--, согласно которому в зону обслуживания Наримановской центральной районной больницы были включены населенные пункты Курченского, Солянского, Николаевского Рассветского, Линейнинского, Прикаспийского, Астраханского сельсоветов и п.Приволжье Трусовского района г.Астрахани, а также подтверждено пояснениями представителя работодателя – МУЗ «Наримановская ЦРБ», данными в судебном заседании.

Учитывая наличие смешанного стажа и факт работы истца в городе и сельской местности, районный суд обоснованно включил спорные периоды работы в специальный стаж истца в льготном исчислении.

Разрешая вопрос о включении в подсчет специального стажа Башировой И.М. периодов нахождения на курсах повышения квалификации, районный суд пришел к правильному выводу об удовлетворении указанных требований.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеуказанной статьей, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством РФ.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ №516 от 11 июля 2002 года.

В силу п.4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации (ст.112 КЗоТ РСФСР) в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1379 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", предусмотрено включение в специальный стаж для назначения льготной пенсии времени обучения на курсах повышения квалификации по специальности, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала соответствующая деятельность.

Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации являются периодом работы с сохранением ей средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

При этом каких-либо исключений об исчислении периода нахождения на курсах повышения квалификации только в календарном порядке вышеуказанные правовые акты не содержат.

При таких обстоятельствах, с учетом положений действующего законодательства, а также законодательства, регулировавшего спорные правоотношения в период до 1 ноября 1999 года, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, в том числе и в льготном исчислении, если направление на курсы происходит во время работы, включенной в специальный стаж с применением коэффициента.

Удовлетворяя требования истца о включении периода нахождения в отпуске по беременности и родам в стаж дающий право на назначение досрочной пенсии в льготном исчислении как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, районный суд, вопреки доводам жалобы, обоснованно указал, что отпуск по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности, работающей женщине выдается листок временной нетрудоспособности и этот период является продолжением трудовых отношений по занимаемой должности, с сохранением всех гарантий, в том числе на досрочное назначение пенсии.

Учитывая, что работа, в период которой Башировой И.М. был предоставлен отпуск по беременности и родам включен судом в специальный стаж из расчета один год три месяца за один год работы, то указанный период подлежит включению в подсчет специального стажа в льготном исчислении.

Поскольку доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 23 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ - Управления Пенсионного фонда России в Трусовском районе г. Астрахани – без удовлетворения.