Лечебная деятельность истца в больнице для осужденных, протекавшая в сельской местности, дает право на льготное исчисление специального стажа, в связи с чем решение суда об удовлетворении иска в этой части является законным



Судья Шамшутдинова Г.К. дело №33-3171/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ


г. Астрахань 12 октября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Костиной Л.И.

судей областного суда: Авериной Е.Г. и Белякова А.А.

при секретаре: Русских Е.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Белякова А.А. дело по кассационной жалобе ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Астрахани на решение Кировского суда г. Астрахани от 23 августа 2011 года по иску Гафт Э.И. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г.Астрахани о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной пенсии,

УСТАНОВИЛА:

Гафт Э.И. обратилась в суд с иском, указав, что решением ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г.Астрахани №--- от ...г. ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду недостаточности специального стажа. Из подсчета стажа исключены периоды ее работы в Центральной больнице для осужденных <...> в должностях врача-инфекциониста, врача-дерматовенеролога и врача-фтизиатра с ...г. по ...г., поскольку учреждение не поименовано Списком, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ...г. по ...г., с ...г. по ...г., с ...г. по ...г., с ...г. по ...г. и в командировке с ...г. по ...г.. Считает данный отказ незаконным, в связи с чем с учетом уточненных требований просила включить спорные периоды в подсчет специального стажа и назначить пенсию с момента возникновения права.

В судебном заседании представитель истца Гафт Э.И. – Мухаев Р.Р. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить; представитель ответчика Зайсунова И.П. иск не признала.

Решением Кировского районного суда г.Астрахани от 23 августа 2011 года исковые требования Гафт Э.И. удовлетворены.

В кассационной жалобе ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Трусовском районе г.Астрахани ставится вопрос об отмене решения, указав, что периоды работы истца в Центральной больнице для осужденных – учреждения <...> не могут быть включены в подсчет специального стажа, поскольку учреждение «...» не поименовано Списком и не является юридическим лицом. Находясь на курсах повышения квалификации и в командировке, истец не осуществляла лечебную деятельность, в связи с чем данные периоды также не подлежат включению в стаж.

На заседание судебной коллегии истец Гафт Э.И. не явилась, извещена надлежащим образом, причина неявки не известна, в связи с чем судебной коллегией принято решение о рассмотрении дела в ее отсутствие, в порядке ст. 354 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Выслушав докладчика, объяснение представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Астрахани Буровой Н.А., поддержавшей доводы жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с п.п.20 ч.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 вышеназванного закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Как следует из материалов дела, решением №--- от ...г. ГУ УПФ РФ в Кировском районе г.Астрахани Гафт Э.И. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, поскольку из подсчета ее специального стажа исключены периоды работы в Центральной больнице для осужденных <...> в должностях врача-инфекциониста, врача-дерматовенеролога и врача-фтизиатра с ...г. по ...г., поскольку учреждение не поименовано Списком, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ...г. по ...г., с ...г. по ...г., с ...г. по ...г., с ...г. по ...г. и в командировке с ...г. по ...г..

Удовлетворяя исковые требования о зачете в специальный стаж в льготном исчислении период работы в Центральной больнице для осужденных, суд первой инстанции обосновано исходил из требований действующего законодательства, а также из того, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Во время спорного периода работы истца действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. N1397, согласно которому в Перечне учреждений, должностей и организаций поименованы «Больничные учреждения всех типов и наименований» и «Врачи, независимо от наименования должности», при этом работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим Перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций.

По смыслу ст.19 Конституции РФ, различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

Разрешая спор, районный суд обоснованно возложил на Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском г.Астрахани обязанность включить в специальный стаж Гафт Э.И. периоды ее работы в Центральной больнице для осужденных <...> в должностях врача-инфекциониста, врача-дерматовенеролога и врача-фтизиатра с ...г. по ...г..

Довод кассационной жалобы о том, что учреждение «<...>» не поименовано Списком, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку, согласно льготной справке ФГУ «...» УФСИН по <...>, в период работы истца учреждение именовалось «Центральная больница для осужденных» и только с ...г. было реорганизовано в больницу для осужденных учреждения <...> (л.д.11), а «больничные учреждения всех типов и наименований» поименовано ранее действующим Списком от 1959г.

В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (так же как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в прежнем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.

Различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

Отказ в назначении пенсии на льготных условиях в зависимости от различия формального наименования учреждения, независимо от различия в содержании выполняемой работы, представляет собой дискриминацию, нарушающую конституционное право граждан на равенство перед законом и судом.

Кроме того, в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке) период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.

Льготный порядок исчисления стажа медицинской работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) применялся при назначении пенсии до 1 ноября 1999 года независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе (пункт 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет»).

Как установлено судом первой инстанции, трудовая деятельность Гафт Э.И. в Центральной больнице для осужденных протекала в сельской местности (л.д.12), что дает право на исчисление ее стажа из расчета 1 год 3 месяца за 1 год работы.

С учетом представленных доказательств районный суд обоснованно включил спорный период работы истца в специальный стаж истца в льготном исчислении.

Разрешая вопрос о включении в подсчет специального стажа Гафт Э.И. периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в командировке, районный суд пришел к правильному выводу об удовлетворении указанных требований.

В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст.187 и ст.167 Трудового кодекса Российской Федерации (ст.112 и ст.116 КЗоТ РФ) в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы и в служебную командировку за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата, следовательно, за указанные периоды работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

При этом каких-либо исключений об исчислении периода нахождения на курсах повышения квалификации только в календарном порядке вышеуказанные правовые акты не содержат.

При таких обстоятельствах, с учетом положений действующего законодательства, а также законодательства, регулировавшего спорные правоотношения в период до 1 ноября 1999 года, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, в том числе и в льготном исчислении, если направление на курсы происходит во время работы, включенной в специальный стаж с применением коэффициента.

Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации с ...г. по ...г. во время работы Гафт Э.И. в Центральной больнице для осужденных подлежат включению в стаж в льготном исчислении, остальные периоды и нахождение в командировке – в календарном.

Вместе с этим, поскольку районным судом требование истца о включении в стаж в льготном исчислении периода работы в Центральной больнице для осужденных разрешено положительно, однако в резолютивной части указание на это отсутствует, судебная коллегия считает необходимым уточнить резолютивную часть решения суда указанием о включении спорного периода работы Гафт Э.И. в специальный стаж из расчета 1 год 3 месяца за 1 год работы.

Учитывая, что в силу ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия назначается не ранее возникновения права на нее, и тот факт, что истец продолжает работать в должности и в учреждении, включенных ответчиком в специальный стаж, суд первой инстанции правильно определил дату назначения истцу трудовой пенсии со дня возникновения соответствующего права, то есть с ...г..

Поскольку доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

уточнить резолютивную часть решения Кировского районного суда г. Астрахани от 23 августа 2011 года указанием о возложении на ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Астрахани обязанности включить в подсчет специального стажа Гафт Э.И. период работы в Центральной больнице для осужденных <...> в должностях врача-инфекциониста, врача-дерматовенеролога и врача-фтизиатра с ...г. по ...г., а также период нахождения на курсах повышения квалификации с ...г. по ...г., в льготном исчислении из расчета один год три месяца за один год работы.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу ГУ - Управления Пенсионного фонда России в Кировском районе г. Астрахани – без удовлетворения.