Судья: Чернышева Ю.А. дело № 33-3310/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Астрахань 12 октября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе: председательствующего Спрыгиной О.Б. и судей областного суда Баранова Г.В., Губернаторова Ю.Ю. при секретаре Хоюровой Ю.П. рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Спрыгиной О.Б. дело по кассационной жалобе ООО «Оля-Шиппинг» на решение Лиманского районного суда Астраханской области от 13 сентября 2011 года по иску Паршина М.В. к ООО «Оля-Шиппинг» о возмещении материального ущерба, УСТАНОВИЛА: Истец обратился в суд с иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ загрузил принадлежащий ему автомобиль <данные изъяты> выпуска, транзитный регистрационный номер <данные изъяты> на теплоход <данные изъяты> для перевозки из Туркменистана в порт <адрес>. При перевозке салон автомобиля, детали, узлы и электропроводка были повреждены в результате залива морской водой трюма теплохода, где находилось указанное транспортное средство. Для доставки поврежденного автомобиля из порта Оля в ООО <данные изъяты>», где производилась его дефектация, истец понес расходы по оплате услуг эвакуатора в сумме <данные изъяты>. Согласно заключению № от ДД.ММ.ГГГГ стоимость восстановительного ремонта поврежденного автомобиля составляет <данные изъяты> стоимость услуг оценщика <данные изъяты> Истец просит взыскать с ответчика материальный ущерб - <данные изъяты>., расходы по оплате услуг эвакуатора - <данные изъяты>., затраты на оплату услуг оценщика - <данные изъяты> расходы на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты> В судебном заседании представитель истца Гончаров B.C. исковые требования поддержал. Представитель ответчика Палаткина М.С. в судебном заседании исковые требования не признала. Решением Лиманского районного суда Астраханской области от 13 сентября 2011 года исковые требования Паршина М.В. удовлетворены частично. С ООО «Оля-Шиппинг» в пользу Паршина М.В. взыскано <данные изъяты>., в том числе: материальный ущерб - <данные изъяты>., расходы по оценке восстановительного ремонта автомобиля - <данные изъяты>., расходы по оплате услуг эвакуатора - <данные изъяты>., расходы на оплату услуг представителя - <данные изъяты> В доход государства с ООО «Оля-Шиппинг» взыскана госпошлина - <данные изъяты> В кассационной жалобе ООО «Оля-Шиппинг» ставит вопрос об отмене решения суда, ввиду недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. Заслушав докладчика, объяснения представителя ответчика ООО «Оля- Шиппинг» Палаткиной М.С., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя ответчика Гончарова B.C., возражавшего против удовлетворения доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб). Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Паршин М.В. является собственником автомобиля <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ Паршин М.В. загрузил на теплоход <данные изъяты> принадлежащий ООО «Оля-Шиппинг», автомобиль <данные изъяты>, для перевозки из <адрес> в порт <адрес>, что подтверждается коносаментом № от ДД.ММ.ГГГГ. При перевозке указанного автомобиля по вине судовой команды при закачке воды на борт судна, трюм теплохода, где находился перевозимый автомобиль, был залит морской водой. Согласно акту визуального осмотра автомобиля <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в салоне автомобиля обнаружены пятна ржавчины на ковролине в районе передних сидений. С правой стороны ковролин надорван примерно 5 см, с левой стороны ковролин вздулся от влаги. Уровень попавшей воды в салон составил примерно 5 см от пола. В результате залива морской водой салон автомобиля, его детали и узлы, электропроводка были повреждены. В соответствии со ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Из содержания статьи 796 ГК РФ, п.п. 4.1, 4.2 Общих правил перевозки грузов морем РД 31.10.10-89 следует, что перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком: в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости. Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке. Согласно ст. 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами. В соответствии со ст. 150 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации перевозчик с момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи надлежаще и старательно должен грузить, обрабатывать, укладывать, перевозить, хранить груз, заботиться о нем и выгружать его. На основании статьи 166 КТМ РФ перевозчик не несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки, если докажет, что утрата, повреждение или просрочка произошли вследствие: непреодолимой силы; опасностей или случайностей на море и в других судоходных водах; любых мер по спасанию людей или разумных мер по спасанию имущества на море; пожара, возникшего не по вине перевозчика; действий или распоряжений соответствующих властей (задержания, ареста, карантина и других); военных действий и народных волнений; действия или бездействия отправителя или получателя; скрытых недостатков груза, его свойств или естественной убыли; незаметных по наружному виду недостатков тары и упаковки груза; недостаточности или неясности марок; забастовок или иных обстоятельств, вызвавших приостановление либо ограничение работы полностью или частично; иных обстоятельств, возникших не по вине перевозчика, его работников или агентов. Перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки с момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи. Согласно статье 797 ГК РФ до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок. В силу статьи 169 КТМ РФ перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза в следующих размерах: за повреждение груза - в размере, на которую понизилась его стоимость. Общая сумма, подлежащая возмещению, исчисляется исходя из стоимости груза в том месте и в тот день, в который груз выгружен или должен был быть выгружен с судна в соответствии с договором морской перевозки груза. Стоимость груза определяется исходя из цены на товарной бирже или, если нет такой цены, исходя из существующей рыночной цены, а если нет ни той, ни другой цены, исходя из обычной стоимости грузов того же рода и качества. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Паршин М.В. обратился в ООО «Оля- Шиппинг» с заявлением об оплате доставки автомобиля в сервисный центр для проведения диагностики, а также оплате ремонта автомобиля. ДД.ММ.ГГГГ представитель истца Гончаров B.C. направил в адрес ООО «Оля- Шиппинг» претензию о возмещении материального ущерба. ДД.ММ.ГГГГ претензия получена представителем ответчика Палаткиной М.С.. Ответов не последовало. ДД.ММ.ГГГГ в порту <адрес> экспертом ООО «<данные изъяты> судебных экспертиз <адрес>» в присутствие Паршина М.В. и капитана Н.Н. составлен акт исследования технического состояния транспортного средства <данные изъяты>. В результате проведения исследования установлены повреждения автомобиля в результате залива морской водой. Представитель ответчика вину в причинении ущерба истцу не оспаривал. Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами и учитывая установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Паршина М.В.. Определяя размер ущерба, районный суд принял во внимание заключение экспертизы № РТ-0983-11 от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной ООО «<данные изъяты>» на основании определения Лиманского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому стоимость восстановительного ремонта автомобиля <данные изъяты>, идентификационный номер <данные изъяты>, без учета износа заменяемых деталей составляет <данные изъяты> с учетом износа заменяемых деталей составляет <данные изъяты> В ходе судебного разбирательства эксперт В.А. поддержал своё заключение, разъяснил все имеющиеся у ответчика сомнения в правильности расчетов стоимости восстановительного ремонта автомобиля Паршина М.В.. По мнению суда кассационной инстанции, заключение эксперта отвечает требованиям пункта 2 статьи 86 ГПК РФ, так как является ясным, полным, объективным, определенным, не имеющим противоречий, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Представленное заключение правомерно принято судом первой инстанции как доказательство. Основания для сомнения в его правильности и объективности отсутствуют. Принимая во внимание выше изложенное, доводы кассационной жалобы о недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, являются не состоятельными и необоснованными, поскольку в нарушение ст.ст. 56,60 ГПК РФ не подтверждены доказательствами. При вынесении решения суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда, ОПРЕДЕЛИЛА: решение Лиманского районного суда г. Астрахани от 13 сентября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «Оля-Шиппинг» - без удовлетворения.