Судья: Корнев В.А. дело № 33 -2556 /2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Астрахань 10 августа 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе: Председательствующего О.Б. Спрыгиной, судей областного суда Е. Г. Авериной, Т.Ю. Сухачевой при секретаре И.В. Яренковой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Администарции МО «Харабалинский район» Астраханской области на решение Харабалинского районного суда Астраханской области от 20 июня 2011 г. по иску Байжанова А.С. об оспаривании действий Администрации МО «Харабалинский район» Астраханской области им понуждении устранить допущенные нарушения, установил: Байжанов А.С. обратился в суд с заявлением с заявлением о признании незаконным отказа главы администрации муниципального образования "Харабалинский район" в предоставлении в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в степной зоне, в 12 км на юго-восток от <адрес> и 5 км. на юг от железной дороги, площадью 50000 кв.м для сельскохозяйственного производства, просил обязать рассмотреть по существу заявление Байжанова А.С. о предоставлении земельного участка, взыскать с муниципального образования "Харабалинский район" судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей. В судебном заседании Байжанов А.С. и его представитель по доверенности - Абакумова JI.B. заявленные требования поддержали. Представитель администрации муниципального образования «Харабалинский район» Скуденков А.В. в судебном заседании заявленные Байжановым А.С. требования не признал. Решением Харабалинского районного суда Астраханской области от 20 июня 2011 г. признаны действия администрации муниципального образования «Харабалинский район» в части отказа Байжанову А. С. в заключении договора аренды земельного участка, расположенного в степной зоне, в 12 км на юго-восток от <адрес> и 5 км на юг от железной дороги, площадью 50000 кв.м для сельскохозяйственного производства, по обстоятельствам, изложенным в письме Главы МО «Харабалинский район» от ДД.ММ.ГГГГ, №, незаконными. Суд обязал администрацию муниципального образования «Харабалинский район» устранить допущенные нарушения закона, рассмотреть заявление Байжанова А. С. о предоставлении земельного участка и принять мотивированное решение в соответствии с действующим законодательством. С администрации муниципального образования «Харабалинский район» в пользу Байжанова А.С. взыскана государственная пошлина в размере 200 рублей. В кассационной жалобе Глава МО «Харабалинский район» ставит вопрос об отменен решения Харабалинского районного суда Астраханской области от 20 июня 2011 г. по основаниям нарушения норм материального и процессуального права, выразившихся в непредставлении Байжановым А.С. необходимого пакета Заслушав докладчика по делу, представителя администрации МО «Харабалинский район» Балакина А.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Байжанова А.С. по доверенности - Абакумову Л.В., возражавшую против ее удовлетворения, изучив материалы дела, Судебная коллегия приходит к следующему. Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В силу ч. 2 ст. 22 Земельного кодекса РФ земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Согласно п. 10 ст. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-Ф3 (в редакции от 29.12.2010) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. В силу п. 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Байжанов А.С. обратился в администрацию МО «Харабалинский район» с заявлением о заключении договора аренды земельного участка, расположенного в степной зоне, в 12 км. на юго-восток от <адрес> и 5 км. на юг от железной дороги, площадью 50000 кв.м., для сельскохозяйственного производства (л.д. 5). Администрация МО «Харабалинский район», рассмотрев заявление Байжанова А.С., направила в его адрес письменный отказ № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15), в котором указала, что право аренды земельного участка будет реализовано после государственной регистрации договора купли-продажи, согласно № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и в соответствии с действующим законодательством РФ. Кроме того, в данном письме Байжанову А.С. глава администрации МО «Харабалинский район» указал на то, что доверенность от 09.03.2011 на Абакумову Л.В. не содержит полномочий по оформлению права аренды на земельный участок и предложил надлежащим образом оформить полномочия представителя. Признавая отказ администрации МО «Харабалинский район» незаконным и принимая решение о понуждении администрации МО «Харабалинский район» рассмотреть заявление Байжанова А.С. о предоставлении земельного участка по существу и принять мотивированное решение, суд первой инстанции руководствовался п.1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, предусматривающую исключительное право на приобретение права аренды на земельные участки граждан и юридических лиц, собственников зданий, строений и сооружений. Вместе с тем, суд неправильно истолковал закон, связывающий момент возникновения права собственности с государственной регистрацией объекта недвижимости, поскольку ст. 233 ГК РФ предусматривает возникновение права собственности у приобретателя при отчуждении имущества, подлежащего государственной регистрации с момента такой регистрации. Из материалов дела следует, что строения, приобретенные Байжановым А.С. у <данные изъяты> прошли технический учет в БТИ, на них составлен технический паспорт, следовательно, по данным инвентарного учета они являются объектами недвижимости. Выводы суда о том, что объекты недвижимости, возведенные в 1970 году, не подлежали государственной регистрации, не основаны на законе, поскольку до введения в действие ФЗ -122 от 21.07.1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» все объекты недвижимости проходили государственную регистрацию в организациях БТИ. Лица, заинтересованные в предоставлении им земельного участка, обращаются с заявлением в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления таких участков в аренду. В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до разграничения права государственной собственности на землю распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, осуществляют органы местного самоуправления В соответствии со ст.ст. 39,24 ЗК РФ, определяющими порядок предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Порядок предоставления земельных участков в аренду или в собственность для целей, не связанных со строительством в Харабалинском районе Астраханской области утвержден решением Совета МО «Харабалинский район» 9 марта 2010 года за №33. Данный порядок, согласно п. 1.1 главы Общие положения распространяется на случаи ведения личного подсобного хозяйства; садоводства; огородничества; других целей, не связанных со строительством. В указанном документе содержаться критерии предоставления земельных участков, в соответствии с которым в аренду могут быть переданы земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет (п.2.1). Согласно ст. 11.1. Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Из материалов дела следует, что указанный в заявлении Байжанова А.С. земельный участок не сформирован, его границы не определены, следовательно, он не может участвовать в гражданском обороте, быть предметом сделки. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном действующим законодательством РФ. После осуществления такого учета заявитель предоставляет кадастровый паспорт земельного участка в администрацию МО «Харабалинский район»(п.3.5;3.6;3.7). Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность (аренду) на торгах (конкурсах, аукционах ) (п.п. 2.5,2.6). При рассмотрении дела суд не принял во внимание, что до принятия решения по существу сообщение о предоставлении в аренду указанного земельного участка администрацией МО "Харабалинский район" в средствах массовой информации не публиковалось. Публикация сообщения о предоставлении в аренду земельных участков является публичным предложением (офертой) к заключению договора, адресованным неопределенному кругу лиц. И только после предварительной публикации лицо, уполномоченное распоряжаться земельными участками, рассматривает заявления (заявление) о заключении договора аренды посредством проведения конкурса (аукциона) при поступлении нескольких заявлений, или с единственным лицом, обратившимся для заключения договора. Аналогичный порядок установлен ст. 34 Земельного кодекса РФ. Иного порядка предоставления в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, ни Земельным кодексом Российской Федерации ни указанным выше Порядком, не предусмотрено. В судебном заседании представитель администрации МО "Харабалинский район" пояснил, что в настоящее время земельный участок, расположенный в степной зоне, в 12 км. на юго-восток от <адрес> и 5 км. на юг от железной дороги, площадью 50000 кв.м., является предметом спора по другому гражданскому делу, находящемуся в производстве Харабалинского районного суда Астраханской области, решение по существу не принято. С учетом изложенного, Судебная коллегия приходит к выводу, что имеются другие лица, желающие приобрести этот земельный участок в пользование или собственность, следовательно, до принятия решения необходимо соблюсти описанную выше процедуру. При рассмотрении дела, суд не проверил указанные обстоятельства, не оценил их в совокупности с иными доказательствами по делу. Порядок рассмотрения заявок и принятие решения предусматривает приложение к заявлению о предоставлении земельного участка ряда документов (п.3.2) Перечень документов, приложенных к заявлению Байжановым А.С. указан в самом заявлении (л.д.5). Однако он не соответствует приведенному выше законодательству. Заявитель обратился в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении в аренду земельного участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением процедуры, установленной выше приведенными законами и ст. 34 ЗК РФ, что исключает возможность удовлетворения данного заявления. Правовой режим земельных участков установлен Земельным Кодексом РФ, он исчерпывающий. Согласно приложенному в материалы дела заявлению Байжанов А.С., с которым он обратился в администрацию МО "Харабалинский район" он просил предоставить ему в аренду земельный участок для сельскохозяйственного производства (л.д.5). В суде кассационной инстанции представитель Байжанова А.С.- Абакумова JI.B. суду пояснила, что Байжанов А.С. не является индивидуальным предпринимателем и земельный участок ему необходим для ведения подсобного хозяйства. Поскольку категория земель и их зонирование четко разграничены законом, суд не выяснил, с какой целью Байжанов А.С. просил предоставить земельный участок, не проверил юридический статус самого заявителя и подведомственность дела суду. При взыскании судебных расходов с МО «Харабалинский район» суд не принял во внимание положения п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, в соответствии с которой органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины в доход государства. При таких обстоятельствах судебное решение как постановленное с нарушением норм процессуального права является незаконным и подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Вынести новое решение по данному делу не представляется возможным, поскольку допущенные судом первой инстанции нарушения не могут быть устранены судом кассационной инстанции. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда, ОПРЕДЕЛИЛА: решение Харабалинского районного суда Астраханской области от 20 июня 2011 года отменить, дело возвратить в тот же суд для рассмотрения.
документов для рассмотрения его заявления, несоблюдении предусмотренной законом процедуры рассмотрения заявления. Кроме того, указывают на несоблюдение судом правил подведомственности рассмотрения заявления, с учетом субъектного состава.