Суд не проверил, могли ли дефекты покрытия, не соответствие эксплуатируемой дороги требованиям ГОСТа повлечь ДТП, явилось ли ДТП последствием только действий водителя или на его возникновение повлияло наличие гололеда, несоответствие состояния дороги.



дело № 33-3582/11

Судья Хохлачева О.Н.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Астрахань 9 ноября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Белякова А.А.

судей областного суда Карповой И.Ю., Авериной Е.Г.

при секретаре Русских Е.Д.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Карповой И.Ю. дело по кассационной жалобе представителя Лаптева А.В. - Горшкова Д.Ю. на решение Кировского районного суда г.Астрахани от 11 августа 2011 года по иску Лаптева А.В. к открытому страховому акционерному обществу «Ингосстрах» в лице Астраханского филиала, Министерству строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, Государственному предприятию Астраханской области «Харабалинское ДРСП», УГИБДД УВД Астраханской области о взыскании страхового возмещения, материального ущерба, причиненного в результате дорожно- транспортного происшествия,

установила:

Лаптев А.В. обратился в суд с иском к открытому страховому акционерному обществу «Ингосстрах» в лице Астраханского филиала, Министерству строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, Государственному предприятию Астраханской области «Харабалинское ДРСП», УГИБДД УВД Астраханской области о взыскании страхового возмещения, материального ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия. В обоснование заявленных требований указал, что *** в период времени между 17 и 18 часами на 337 км. + 200 м. на автодороге *** произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля ***, государственный регистрационный знак ***, принадлежащего ему на праве собственности, под управлением водителя *** и автомобиля ***, государственный регистрационный знак ***, принадлежащего на праве собственности ***, под управлением водителя *** В результате дорожно-транспортного происшествия водитель автомобиля ***, *** и пассажир *** от полученных травм скончались, автомобилю истца причинены технические повреждения. Гражданская ответственность владельца транспортного средства *** застрахована в ОС АО «Ингосстрах». Просил взыскать с ОСАО «Ингосстрах» страховое возмещение в сумме *** рублей, взыскать с *** материальный ущерб в сумме *** рублей, взыскать с ответчиков пропорционально удовлетворенным требованиям представительские расходы в сумме *** рублей, расходы по оплате госпошлины в размере *** рублей, взыскать с ответчиков материальный ущерб в сумме *** рублей, судебные расходы.

В судебном заседании Лаптев А.В. участия не принимал, его представитель Горшков Д.Ю. иск поддержал.

ОСАО «Ингосстрах», Министерство строительства и дорожного Астраханской области, ГП АО «Харабалинское ДРСП» просили в иске отказать.

УГИБДД УВД Астраханской области в судебном заседании участия не принимал.

Решением Кировского районного суда г.Астрахани от 11 августа 2011 года исковые требования удовлетворены частично - с ОСАО «Ингосстрах» в лице Астраханского филиала взыскано страховое возмещение в сумме *** рублей, расходы по оплате отчета по оценке ущерба в сумме *** рублей, расходы по оплате услуг представителя в сумме *** рублей, расходы по оплате государственной пошлины в сумме *** рублей. В удовлетворении остальной части иска отказано.

В кассационной жалобе представитель Лаптева А.В. - Горшков Д.Ю. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что ответственность за причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия материальный вред должна возлагаться на Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, Государственное предприятие Астраханской области «Харабалинское ДРСП», поскольку материалами дела установлено несоответствие дорожного покрытия требованиям законов, считают, что ненадлежащее состояние дороги повлекло установленные последствия, в том числе причинение ущерба истцу, ответчиками не приняты предусмотренные законом меры к ограничению движения транспортных средств или прекращению движения, не обеспечена безопасность дорожного движения на автодороге «Волгоград-Астрахань», в частности в месте рассматриваемого дорожно-транспортного происшествия.

Горшков Д.Ю., ОСАО «Ингосстрах», УГИБДД УВД Астраханской области на заседание судебной коллегии не явились, об отложении рассмотрения жалоб ходатайств не представили, при указанных обстоятельствах в силу ст.354 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав Лаптева А.В., поддержавшего доводы жалобы, представителя Министерства строительства и дорожного Астраханской области Джамекова Д.И., представителя государственного предприятия Астраханской области «Харабалинское ДРСП», считающих решение суда правильным и возражавших против удовлетворения доводов жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда ввиду недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.

В соответствии с положением ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

В силу положения ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Суд первой инстанции, отказывая истцу в удовлетворении исковых требований о взыскании ущерба с Министерства строительства и дорожного Астраханской области и государственного предприятия Астраханской области «Харабалинское ДРСП», пришел к выводу о выполнении ответчиками нормативных актов в области безопасности дорожного движения.

Такой вывод суда сделан без учета имеющихся в материалах дела доказательств, которые не проверены и их анализ в решении суда не приведен.

Согласно заключению Государственного судебного эксперта ГУ Волгоградской лаборатории судебной экспертизы от *** по результатам автотехнического исследования состояние дорожного покрытия не соответствовало требованиям Государственного стандарта Российской Федерации - п. 3.1.4. и 3.1.6. ГОСТа 50597-93, предусматривающим, что коэффициент сцепления покрытия должен обеспечивать безопасные условия движения, сроки ликвидации зимней скользкости, указывающими на выполнение работ по ликвидации зимней скользкости до полной ликвидации скользкости. На участке места дорожно- транспортного происшествия установлены дефекты покрытия, а именно повышенная скользкость, наледь.

Из актов выявленных недостатков в содержании дорог /л.д.40,41/ видно, что *** на участке дороги, где произошло ДТП имелось образование скользкости в виде стекловидного льда.

Суд подверг сомнению письменное доказательство - акт от *** /л.д.40/ указав, что *** не принимал участия в обследовании дороги.

Указанный свидетель в судебном заседании пояснил, что он работал на участке дороги в ***. Дорожно-транспортное происшествие произошло около села ***, данные населенные пункты, как видно из дела, находятся на близком расстоянии друг от друга и показания свидетеля *** имеют значение для проверки вопроса о состоянии дороги. Однако суд не выяснил у свидетеля, какие погодные условия были в этот день, в каком состоянии находилось дорожное покрытие.

Кроме того, в составлении указанного акта принимал участие ***, который не был допрошен судом.

Между тем, из объяснений допрошенного в судебном заседании свидетеля *** следует, что *** он выехал из *** в светлое время суток к месту дорожно-транспортного происшествия, шел снег и дождь, дорога была скользкой, для устранения скользкости дорога ничем не обрабатывалась.

На месте происшествия он принимал участие в составлении акта /л.д.41/ из содержания которого следует, что дорожное покрытие было обледенелое.

Свидетель *** суду пояснил, что на месте ДТП дорога была скользкой. Из его же показаний следует, что автомобиль под управлением водителя *** до столкновения с его автомобилем уже закончил маневр по обгону идущего с ним в одном направлении автомобиля следовавшего в этом же направлении автомобиля, после чего автомобиль под его управлением стало заносить в разные стороны.

Свидетель *** пояснила суду, что дорога не была обработана специальными средствами, она была скользкой, на нее нельзя было выйти, на участке дороги из *** в *** техники, рассыпающей средства против гололеда не было.

При таких обстоятельствах, вывод суда о принятии ответчиками мер по устранению гололеда на дороге и выполнению нормативных актов в области безопасности дорожного движения не соответствует имеющимся доказательствам.

Указанным обстоятельствам суд оценки не дал, не проверил, могли ли установленные дефекты покрытия, не соответствие эксплуатируемой дороги требованиям ГОСТа повлечь дорожно-транспортное происшествие, явилось ли дорожно-транспортное происшествие последствием только действий водителя *** или на его возникновение повлияло наличие гололеда, несоответствие состояния дороги требованиям государственного стандарта, не принято во внимание, что до столкновения с автомобилем под управлением *** *** закончил маневр по обгону следовавшего в этом же направлении автомобиля, после чего автомобиль под его управлением стало заносить в разные стороны, не проверено, увеличило ли ненадлежащее состояние дорожного покрытия возможность возникновения дорожно-транспортного происшествия и его последствия.

Выяснение указанных обстоятельств имеет значение для правильного разрешения спора. При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

Нарушения, допущенные судом первой инстанции, не могут быть исправлены судом кассационной инстанции, в связи с чем, дело подлежит направлению на новое судебное рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, проверить доводы сторон, заключение автотехнического исследования, в случае необходимости допросить эксперта, при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний следует разрешить вопрос о назначении автотехнической экспертизы, дать оценку имеющимся доказательствам, вынести решение, соответствующее закону.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,

определила:

решение Кировского районного суда г.Астрахани от 11 августа 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.