Несмотря на то, что на граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство о труде и социальном страховании, данный вид деятельности является мерой социальной поддержки безработного.



судья Лябах И.В. Дело № 33–3523/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 16 ноября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Костиной Л.И.,

судей областного суда: Ожеговой И.Б., Конышевой И.Н.,

при секретаре: Русских Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Костиной Л.И.

дело по кассационной жалобе Саркуловой А.

на решение Ахтубинского городского суда Астраханской области от 15 сентября 2011 года

по иску Саркуловой А. к Областному государственному казенному учреждению «Центр занятости Ахтубинского района» об обязании выдать предложение о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

у с т а н о в и л а:

Саркулова А. обратилась в суд с иском, указав, что в 2002 году уволена из ххх по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с сокращением численности работников организации. В течение установленного срока обратилась в Центр занятости, где была зарегистрирована в целях поиска подходящей работы. Ввиду отсутствия таковой признана безработной. В данном статусе находится до настоящего времени. По достижению 53-летнего возраста она обратилась к ответчику с заявлением о выдаче предложения о назначении досрочной трудовой пенсии по старости для реализации права, закрепленного статьей 32 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Однако в выдаче предложения ей отказано по тем основаниям, что 19 марта 2009 года она временно трудоустраивалась в ххх ххх по срочному трудовому договору и уволена по истечению срока трудового договора. Считает отказ необоснованным и незаконным, поскольку выполнение общественных работ не препятствует выдаче ей вышеуказанного предложения.

В судебном заседании Саркулова А. поддержала заявленные требования.

Представитель ответчика Сологуб Е.Г. иск не признала.

Решением Ахтубинского городского суда Астраханской области от 15 сентября 2011 года в удовлетворении исковых требований Саркуловой А. отказано.

В кассационной жалобе Саркулова А. ставит вопрос об отмене решения, поскольку суд не учел, что до настоящего времени она является безработной; ответчик не предупреждал ее о последствиях временного трудоустройства; вывод суда о том, что временная работа являлась для нее подходящей, не состоятелен.

На заседание коллегии Саркулова А. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Заслушав докладчика, объяснения представителей ответчика Сологуб Е.Г., Паначевой Н.А., не согласившихся с кассационной жалобой, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает необходимым решение отменить по основаниям неправильного применения норм материального права.

Из материалов дела следует, что 1 октября 2002 года Саркулова А. уволена из ххх по п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением штата.

9 сентября 2004 года обратилась в службу занятости за содействием в поиске подходящей работы. 18 марта 2005 года снята с учета по причине окончания периода выплаты пособия.

В период с 2004 год по 2007 год Саркулова А. дважды вставала на учет в службе занятости. В 2008 году через службу занятости прошла профобучение по специальности ххх.

19 марта 2009 года в период действия отраслевой целевой программы «Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда» Саркулова А. принята в ххх ххх по срочному трудовому договору. 30 апреля 2009 года уволена по п.2 ст. 77 ТК РФ в связи с окончанием срока трудового договора.

С 24 февраля по 5 мая 2009 года Саркулова А. состояла в службе занятости на учете в качестве безработной, с 20 мая по 30 июня, с 30 сентября по 20 ноября 2009 года - в целях поиска подходящей работы. С 26 января по 26 июля 2011 года и с 30 марта 2011 года по день рассмотрения дела зарегистрирована в качестве безработной.

14 июля 2011 года Саркулова А. обратилась в службу занятости с заявлением о выдаче ей предложения для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, так как она достигла возраста 53 лет, имеет страховой стаж 20 лет и уволена по сокращению штата в 2002 году.

18 июля 2011 года ответчик отказал Саркуловой А. в выдаче такого предложения, поскольку увольнение имело место по основанию истечения срока трудового договора.

В соответствии с частью 2 статьи 32 Закона Российской Федерации по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.

Из анализа вышеуказанной нормы следует, что основными условиями оформления гражданам пенсии по старости (возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно являются: признание граждан в установленном порядке безработными; отсутствие у органов службы занятости возможности для трудоустройства граждан; наличие у безработных граждан стажа работы, дающего право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях; достижение безработными гражданами определенного возраста; увольнение граждан в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата; согласие безработных граждан с направлением их на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно.

Отсутствие одного из указанных условий препятствует оформлению такого вида пенсии.

Признавая отказ ответчика в выдаче предложения о назначении пенсии законным, суд исходил из того, что последняя запись в трудовой книжке Саркуловой А. свидетельствует не об увольнении истца в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата, а о прекращении трудовых отношений по истечению срока действия срочного трудового договора.

В обоснование своих выводов суд сослался на часть 3 статьи 4 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», в соответствии с которой оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - трудовое законодательство), считается подходящей, в частности, для граждан, состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших.

Так как Саркулова А. более 18 месяцев состояла на учете в службе занятости, а также более трех лет не работала, то работа по срочному трудовому договору с период с 19 марта по 30 апреля 2009 года в ххх ххх признана судом первой инстанции для истца подходящей.

Однако судебная коллегия находит выводы суда основанными на неправильном применении норм материального права.

В целях обеспечения временной занятости населения органы службы занятости организуют проведение оплачиваемых общественных работ. В данном случае речь идет о трудовой деятельности, имеющей социально полезную направленность (пункт 1 статьи 24 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются граждане, не получающие пособия по безработице, и лица, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев. При этом участие граждан в таких работах допускается только с их согласия (пункт 2 статьи 24 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

В данном случае с лицами, участвующими в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. При этом указанный документ может быть досрочно расторгнут гражданином при его устройстве на постоянную или временную работу (пункт 2 статьи 24 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

На лиц, занятых на общественных работах, распространяется законодательство о труде и социальном страховании (пункт 4 статьи 24 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

Финансирование таких работ производится за счет средств организаций, в которых они проводятся (пункт 5 статьи 24 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

В этот период за гражданами сохраняется право на получение пособия по безработице. Исключение составляют лишь уже упомянутые лица, для которых в соответствии с частью 3 статьи 4 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» данная работа считается подходящей.

Следовательно, несмотря на то, что получало лицо пособие по безработице либо только зарплату за выполнение общественных работ по срочному трудовому договору, этот гражданин сохранял за собой статус безработного, что подтверждается и справкой ответчика ххх

Вывод суда о том, что, работа по срочному трудовому договору, является последним местом работы Саркуловой А., противоречит вышеуказанным нормам и фактическим обстоятельствам дела, так как истица, несмотря на выполнение ей общественной работы на основании срочного трудового договора, не утратила статуса безработного, поскольку с регистрационного учета ответчиком не снималась.

Кроме этого, несмотря на то, что на граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании, однако данный вид деятельности является лишь одной из мер социальной поддержки безработного и не свидетельствует о его трудоустройстве, поскольку не влечет утраты статуса безработного.

В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Общественные работы - это массовое привлечение государством в лице его местных органов к временной трудовой деятельности безработных граждан. Общественные работы организуются в целях материальной поддержки безработных граждан и предотвращения их люмпенизации - превращения в людей, не способных к труду и не желающих работать; потерявших нравственные ориентиры и надежды когда-либо занять достойное место в обществе, людей, склонных к противоправным действиям и поступкам, дестабилизирующим общественное спокойствие. В первую очередь эти работы направлены на смягчение наиболее острых проблем, связанных с безработицей наиболее уязвимых слоев населения.

Также доказательством тому, что данный вид деятельности не является трудоустройством, является и порядок оплаты труда. Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых организуются эти работы, и привлечения при необходимости средств субъектов Российской Федерации и службы занятости. Порядок организации оплачиваемых общественных работ и условия участия в этих работах граждан регламентируются Положением об организации общественных работ, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 года, согласно которому к общественным работам относятся общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие предварительной профессиональной подготовки работников, имеющие социально полезную направленность и организуемые для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу (статья 2 Положения).

В соответствии со статьей 5 Положения общественные работы призваны обеспечивать осуществление потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер, и работ по выполнению федеральных целевых и региональных программ социально - экономического развития, исходя из необходимости и целесообразности организации таких работ; предоставление гражданам материальной поддержки в виде временного заработка (дохода); сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы.

Организуют проведение общественных работ на своей территории органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по предложению и с участием органов служб занятости, которые ежегодно принимают решения об организации общественных работ, определяют их виды и объемы, исходя при этом из необходимости развития социальной инфраструктуры своих территорий с учетом количества и состава незанятого населения; в случаях массового высвобождения работников - разрабатывают и утверждают региональные и территориальные программы развития общественных работ.

Именно в период действия отраслевой целевой программы «Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда» Саркулова А. направлена ответчиком в ххх ххх на общественные работы.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что вывод суда о том, что последним местом работы Саркуловой А. являлась работа в ххх ххх», основан на неправильном применении норм материального права.

Учитывая, что единственным основанием к отказу выдачи предложения о назначения досрочной трудовой пенсии явилось отсутствие факта увольнения истца в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, судебная коллегия находит отказ Областного государственного казенного учреждения «Центра занятости Ахтубинского района» незаконным.

Поскольку обстоятельства по делу установлены полно, но неправильно применен материальный закон, отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам полагает возможным вынести по делу новое решение.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,

о п р е д е л и л а:

решение Ахтубинского городского суда Астраханской области от 15 сентября 2011 года отменить, вынести по делу новое решение. Исковые требования Саркуловой А. удовлетворить. Признать отказ Областного государственного казенного учреждения «Центр занятости Ахтубинского района» в досрочном оформлении Саркуловой А. пенсии по старости как лицу предпенсионного возраста, потерявшему работу и испытывающему трудности в ее поиске, незаконным. Обязать Областное государственное казенное учреждение «Центр занятости Ахтубинского района» выдать Саркуловой А. предложение для назначения досрочной трудовой пенсии.