Судья Морозова О.А. Дело № 33-3816/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Астрахань 23 ноября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе: председательствующего Шустовой Т.П. судей областного суда Коробченко Н.В., Ожеговой И.Б. при секретаре Лагуткиной Д.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шустовой Т.П. дело по кассационной жалобе Жустовой М.Ю., Вострикова В.И., Востриковой Ю.М., Хайкина Б.Я. на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 7 октября 2011 года по заявлению Востриковой Ю.М., Вострикова В.И., Хайкина Б.Я., Жустовой М.Ю. об оспаривании распоряжения администрации г. Астрахани № 775-р от 18 августа 2011 года «Об организации проведения в сентябре - ноябре 2011 года сезонной ярмарки по ул. Красная Набережная, 124/ул. Бабушкина, 110/ул. Красная Набережная, 112 в Кировском районе муниципального образования «Город Астрахань», установила: Заявители обратились в суд с заявлением об оспаривании распоряжения администрации г. Астрахани № 775-р от 18 августа 2011 года, указав, что они являются собственниками жилого дома № <...> и <...> по ул. <...> г. Астрахани. Распоряжением администрации г. Астрахани № 775-р от 18 августа 2011 года утверждено проведение в сентябре - ноябре 2011 года сезонной ярмарки по ул. Красная Набережная, 124/ул. Бабушкина, 110 г. Астрахани. Полагают, что данным распоряжением нарушаются их права как собственников жилого дома по ул. <...> <...> и <...>, поскольку торговые места расположены в нарушение Правил дорожного движения и Правил пожарной безопасности. Кроме того, не соблюден порядок принятия оспариваемого ненормативного правового акта, поскольку размещение ярмарки не согласовано с УГИБДД УМВД России по Астраханской области. Просили суд признать распоряжение администрации г. Астрахани № 775-р от 18 августа 2011 года незаконным и обязать орган местного самоуправления перенести торговые ряды сезонной ярмарки на расстояние не менее 15 метров от домов № <...> и <...> по ул. <...>, <...> по ул. <...> г. Астрахани, освободить противопожарные проезды к данным жилым домам. В судебном заседании представитель Востриковой Ю.М. - Седелкин В.Е., Востриков В.И., Хайкин Б.Я., представитель Жустовой М.Ю. и Вострикова В.И. - Тюрина Т.Б. заявление поддержали, просили суд удовлетворить заявленные требования. Представители администрации г. Астрахани и мэра г. Астрахани Аджигитова Л.А., Гуринова-Струкова Е.В., индивидуальный предприниматель Я., представитель УГИБДД УВД АО Юсупова О.А. требования заявителей не признали, просили суд в удовлетворении заявленных ими требований отказать в полном объеме. Представитель ГУ МЧС по Астраханской области Денисов С.В. в судебном заседании требования заявителей оставил на усмотрение суда. Заявитель Жустова М.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом. Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 7 октября 2011 года в удовлетворении заявления Востриковой Ю.М., Вострикова В.И., Хайкина Б.Я., Жустовой М.Ю. об оспаривании распоряжения администрации г. Астрахани № 775-р от 18 августа 2011 года отказано в полном объеме. В кассационной жалобе Жустовой М.Ю., Вострикова В.И., Востриковой Ю.М., Хайкина Б.Я. ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности, указано, что не соответствует обстоятельствам дела вывод суда о нарушении прав заявителей действиями администратора по размещению торговых мест с нарушением Правил пожарной безопасности и Правил дорожного движения. Оспариваемое распоряжение принято в нарушение норм законодательства, поскольку по данному адресу нет оборудованной территории для проведения ярмарки, расположение торговых мест невозможно без нарушения правил дорожного движения и пожарной безопасности. Считают, что нарушен порядок принятия оспариваемого распоряжения. На заседание судебной коллегии не явились Жустова М.Ю., Востриков В.И., Вострикова Ю.М., представитель УГИБДД УВД Астраханской области, ходатайств об отложении дела не представили. Учитывая надлежащее извещение не явившихся лиц, судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие. Заслушав докладчика по делу, выслушав представителя Жустовой М.Ю., Вострикова В.И., Востриковой Ю.М. - Тюрину Т.Б., Хайкина Б.Я., поддержавших жалобу, представителей администрации г. Астрахани, мэра г. Астрахани Аджигитову Л.А., Мамонтову Г.А., заинтересованное лицо Я., возражавших против доводов жалобы, представителя ГУ МЧС по Астраханской области Денисов С.В., оставившего решение на усмотрение суда, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются. В случае, если организатором ярмарки является федеральный орган государственной власти, порядок организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней устанавливается организатором ярмарки с учетом положений настоящей статьи. Согласно части 6 статьи 11 указанного Федерального закона требования к организации продажи товаров (в том числе товаров, подлежащих продаже на ярмарках соответствующих типов и включению в соответствующий перечень) и выполнения работ, оказания услуг на ярмарках устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством в области охраны окружающей среды, и других установленных федеральными законами требований. Постановлением Правительства Астраханской области от 27 декабря 2010 года № 600-П "О порядке организации деятельности ярмарок на территории Астраханской области и продажи товаров на них" главам муниципальных образований Астраханской области рекомендовано разработать и утвердить нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации деятельности ярмарок и продажи товаров на них в части, касающейся определения мест для организации ярмарок на территории муниципального образования Астраханской области. Администрация г. Астрахани является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Астрахани, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Астраханской области (статья 57 Устава муниципального образования «Город Астрахань»). На основании пункта 11 части 1 статьи 58 Устава МО «Город Астрахань» к полномочиям администрации г. Астрахани в сфере услуг связи, торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения относится организация проведения ярмарок. В соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 27 декабря 2010 года № 600-П и в целях создания условий для обеспечения жителей города услугами торговли администрацией города Астрахани принято оспариваемое заявителями распоряжение от 18 августа 2011 года № 775-р. В силу указанного распоряжения Комитет экономики администрации города Астрахани обязан организовать проведение в сентябре-ноябре 2011 года сезонной ярмарки по ул. Красная Набережная, 124 / ул. Бабушкина, 110/ ул. Красная Набережная, 112 в Кировском районе г. Астрахани муниципального образования «Город Астрахань»; установить режим работы ярмарки, утвердить схему размещения торговых мест на ярмарке и план мероприятий по её организации (подпункты 1.1., 1.2, 1.3 пункта 1). Из материалов дела следует, что заявители Вострикова Ю.М., Востриков В.И., Хайкин Б.Я., Жустова М.Ю. являются собственниками жилого дома № <...> и <...> по ул. <...> г. Астрахани. Судом первой инстанции установлено, что порядок принятия оспариваемого распоряжения от 18 августа 2011 года № 775-р, полномочия принявшего органа, процедура принятия соблюдены, его содержание не противоречит действующему законодательству. Отказывая в удовлетворении заявления, районный суд исходил из того, что порядок, установленный нормативными правовыми актами для организации проведения ярмарки, соблюден. Судебная коллегия считает выводы суда законными и обоснованными. Оспариваемое распоряжение принято в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 27 декабря 2010 года № 600-П «О порядке организации деятельности ярмарок на территории Астраханской области и продажи товаров на них», согласно которому уполномоченным органом по организации деятельности ярмарок на территории Астраханской области и продажи товаров на них является Министерство экономического развития Астраханской области (п. 2.4). Пунктом 1.4 постановления установлено, что администратором ярмарки выступает юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный организатором ярмарки на осуществление функций по организации деятельности ярмарки. Согласно пункту 2.5 ярмарка проводится на основании решения о её проведении, принимаемого организатором ярмарки по согласованию с уполномоченным органом. В решении о проведении ярмарки указываются её наименование, тип и вид ярмарки, место проведения, период и режим работы, порядок предоставления и организации торговых мест на ярмарке. Решение о проведении ярмарки направляется организатором ярмарки на согласование в уполномоченный орган (п. 2.8). Организатором ярмарки является Комитет экономики администрации г. Астрахани (п. 1 распоряжения от 18 августа 2011 года № 775-р). В целях организации продажи товаров на ярмарке, создания благоприятных условий для покупателей организатор ярмарки, а в случае привлечения администратора ярмарки в соответствии с пунктом 2.7 настоящего Порядка администратор ярмарки обязан определить по согласованию с управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД по Астраханской области места стоянки автотранспортных средств, обособленные от мест торговли, для участников (продавцов) и покупателей ярмарки (пункт 3.2 постановления от 27 декабря 2010 года № 600-П). Администрацией города разработан и утвержден план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров на ней, согласована с Управлением Роспотребнадзора по Астраханской области схема размещения торговых мест на ярмарке, а также в целях осуществления функций по подготовке и проведению ярмарки, организации продажи товаров на ней, создания благоприятных условий для покупателей на конкурсной основе определен администратор ярмарки. Ярмарка проводится на обустроенной администратором ярмарки территории с твердым покрытием с использованием сборно-разборных конструкций, открытых прилавков. Решение администрации города Астрахани об организации проведения сезонной ярмарки согласовано распоряжением министерства экономического развития Астраханской области № 0791-р от 21 сентября 2011 года. В указанном распоряжении указано наименование, тип и вид ярмарки, место проведения, период и режим ее работы. Доводы заявителей фактически сводятся к тому, что оспариваемое распоряжение принято с нарушением правил дорожного движения и пожарной безопасности. Между тем, судом первой инстанции обоснованно установлено, что права заявителей нарушаются не вынесенным администрацией г. Астрахани распоряжением от 18 августа 2011 года № 775-р «Об организации проведения в сентябре-ноябре 2011 года сезонной ярмарки по ул. Красная Набережная, 124/ул. Бабушкина, 110/ ул. Красная Набережная, 112 в Кировском районе муниципального образования «Город Астрахань», а в результате размещения администратором ярмарки торговых мест с нарушением Правил пожарной безопасности и Правил дорожного движения. Ссылка заявителей в кассационной жалобе на нарушение части 2 статьи 30 Федерального закона от 8 ноября 2009 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является необоснованной, поскольку данной нормой предусмотрено, что временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Выделенная для осуществления торговли и благоустройства расположенная на ул. Красная Набережная и ул. Набережная 1-го Мая от ул. Ногина до ул. Свердлова территория относится к дорогам местного значения. Вопреки доводам кассационной жалобы, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Учитывая, что доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда не имеется. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда, ОПРЕДЕЛИЛА: решение Кировского районного суда г. Астрахани от 7 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Жустовой М.Ю., Вострикова В.И., Востриковой Ю.М., Хайкина Б.Я. - без удовлетворения.