Время службы в Вооруженных силах СССР учитывается при исчислении стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.



судья Лябах И.В. Дело № 33–3995/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 14 декабря 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Костиной Л.И.,

судей областного суда: Спрыгиной О.Б., Конышевой И.Н.,

при секретаре: Лагуткиной Д.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Костиной Л.И.

дело по кассационной жалобе ГУ-УПФР в Ахтубинском районе Астраханской области

на решение Ахтубинского городского суда Астраханской области от 21 ноября 2011 года

по исковому заявлению Виденина Д.Д. к ГУ-УПФР в Ахтубинском районе Астраханской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, назначении досрочной трудовой пенсии.

у с т а н о в и л а:

Виденин Д.Д. обратился в суд с заявлением, указав, что при обращении в Пенсионный фонд за назначением досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности ему отказано в назначении пенсии в связи с недостаточностью стажа. В подсчет льготного стажа не вошел период службы в Вооруженных Силах СССР с 11 октября 1980 года по 19 октября 1982 года. С отказом не согласен, просит признать незаконным отказ Пенсионного фонда в части исключения спорного периода из подсчета специального стажа, включить в льготный стаж указанный период и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 19 октября 2011 года.

В судебном заседании Виденин Д.Д. поддержал исковые требования.

Представители ГУ-УПФР в Ахтубинском районе Астраханской области Степаненко Н.В. и Перова Е.В. исковые требования не признали.

Решением Ахтубинского городского суда Астраханской области от 21 ноября 2011 года исковые требования Виденина Д.Д. удовлетворены.

В кассационной жалобе ГУ-УПФР в Ахтубинском районе Астраханской области ставит вопрос об отмене решения, поскольку для зачета периода службы в Армии необходимо наличие у истца на 1 октября 1993 года ххх специального стажа, которого у Виденина Д.Д. на указанную дату не имеется.

На заседание коллегии Виденин Д.Д. не явился, извещен надлежащим образом, возражений не представил, в связи с чем коллегия определила рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав докладчика, объяснения представителя ГУ-УПФР в Ахтубинском районе Астраханской области Перовой Е.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения по указанным в ней доводам.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста.

Доводы ответчика об отсутствии у истца требуемого стажа проверены судом первой инстанции и правомерно признаны несостоятельными по следующим основаниям.

Установлено, что решением Управления (ГУ) Пенсионного фонда РФ в Ахтубинском районе Астраханской области от +++ Виденину Д.Д. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности по основанию отсутствия требуемого стажа. Из подсчета специального стажа исключен, в частности, период службы в Вооруженных Силах СССР с 11 октября 1980 года по 19 октября 1982 года.

Доводы жалобы о незаконности включения судом в подсчет специального стажа времени службы в армии судебная коллегия находит основанными на неправильном толковании норм права.

В период, когда Виденин Д.Д. служил в Вооруженных Силах СССР с 11 октября 1980 года по 19 октября 1982 года действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

В силу пункта 4 названного Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Свой отказ Пенсионный фонд в кассационной жалобе обосновывает тем, что на момент обращения Виденина Д.Д. за назначением досрочной трудовой пенсии Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, действовавшее на момент прохождения службы, утратило силу, поэтому условие о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных силах СССР при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено на момент утраты силы названного Постановления.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Принимая во внимание, что на момент обращения Виденина Д.Д. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, период службы в армии подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Установив, что на момент обращения в Пенсионный фонд 10 октября 2011 года, истец имел необходимый 25-летний стаж, районный суд правомерно назначил ему пенсию с указанной даты.

Судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,

о п р е д е л и л а:

решение Ахтубинского городского суда Астраханской области от 21 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ-УПФР в Ахтубинском районе Астраханской области – без удовлетворения.