Суд пришел к обоснованному выводу об отказе истцам в удовлетворении требований в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, поскольку ими представлены документы, свидетельствующие о превышении уровня обеспеченности.



судья Шамшутдинова Г. К. гр. дело № 33 - 3975/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 7 декабря 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Баранова Г. В.

судей областного суда: Поляковой К. В., Ожеговой И. Б.

при секретаре Лесниковой М. А.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Баранова Г. В. дело по кассационной жалобе представителя Королевой Т.В., Королева В.А. – Ткачевой Н. Н. на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 1 ноября 2011 года по делу по иску Королевой Т.В., Королева В.А. к Администрмции г. Астрахани о признании постановления недействительным, возложение обязанности постановки на учет,

установила:

Королева Т. В., Королев В. А. обратились в суд с иском, в обоснование которого указали, что в июле 2011 года ими в Администрацию г. Астрахани были сданы документы для постановки молодой семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в рамках реализации подпрограммы « Обеспечение жильем молодых семей ». Постановлением Администрации г. Астрахани от 11 августа 2011 года им отказано в постановке на учет со ссылкой на пункт 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации. Королева Т. В., Королев В. А. просят суд признать указанное постановление недействительным, поскольку они проживают в комнатах общежития и с ними не заключен договор социального найма.

В судебном заседании представитель Королевой Т. В., Королева В. А. – Ткачева Н. Н. иск поддержала. Представитель Администрации г. Астрахани – Тырнова А. А. иск не признала.

Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 1 ноября 2011 года в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе представителя Королевой Т. В., Королева В. А. – Ткачевой Н. Н. ставится вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального и процессуального права, в обоснование жалобы указано, что судом не учтено, что комнаты в общежитии им были представлены в связи с трудовой деятельностью Королева В. А. на предприятии АООТ « А. », а вывод суда, что на момент предоставления жилого помещения никто из истцов не состоял в трудовых отношениях с данным предприятием, является ошибочным, и как следствие, неправильный вывод суда о правоотношениях сторон, полагают, что площадь жилых помещений в общежитии не может быть учтена при определении обеспеченности членов семьи общей площадью жилого помещения, считают, что суд неправильно истолковал закон, при расчете обеспеченности при постановке на учет учитываются только помещения, занимаемые по договорам социального найма или на праве собственности, однако, по отношению к пользованию комнатами в общежитии, они не являются нанимателями по договору социального найма, так как у Королевой Т. В. в собственности имеется <данные изъяты> кв. м., полагают, что обеспеченность общей площадью на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной на территории г. Астрахани.

Заслушав представителя Королевой Т. В., Королева В. А. – Ткачеву Н. Н., поддержавшую жалобу, представителя Администрации г. Астрахани – Шабанову А. В., возражавшую относительно жалобы, проверив законность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (часть 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для его отмены по этим доводам, поскольку судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела и правильно применены нормы материального права.

Материалами дела установлено, что 17 июля 2011 года Королева Т. В. обратилась в Администрацию г. Астрахани с заявлением о принятии ее семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий как участников подпрограммы « Обеспечение жильем молодых семей » Федеральной целевой программы « Жилище » на 2011 – 2015 годы.

Постановлением Администрации г. Астрахани от 11 августа 2011 года Королевой Т. В., Королеву В. А. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по списку молодых семей на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Государственная поддержка молодых семей с участием средств федерального бюджета осуществляется в рамках подпрограммы « Обеспечение жильем молодых семей » федеральной целевой программы « Жилище » (на 2002 - 2010 годы, на 2011 - 2015 годы). В силу пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы « Обеспечение жильем молодых семей » названной федеральной программы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285, и пункта 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, применительно к данным Правилам под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно пунктам 1, 2, 3 и 4 части 1, части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Из материалов учетного дела следует, что Королева Т. В. и Королев В. А. с дочерью занимают <данные изъяты> комнаты по ул. 3<адрес> №№ <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв. м. по договору найма жилого помещения, кроме того, Королева Т. В. является собственником <данные изъяты> доли жилого помещения по ул. <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м.

В соответствии с пунктом 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 « О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации » при применении положений Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре найма специализированных жилых помещений судам надлежит учитывать следующее: к специализированным жилым помещениям, которые могут быть объектом договора найма, относятся: служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Исчерпывающий перечень, назначение специализированных жилых помещений и категории граждан, для временного проживания которых они предназначены, определены статьями 92 – 98 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 90 Жилищного кодекса Российской Федерации), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42.

Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения; после 1 марта 2005 года основанием заключения договора найма конкретного специализированного жилого помещения, дающего право на вселение и проживание в жилом помещении, является, согласно статье 99 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение собственника такого жилого помещения или действующего от его имени уполномоченного органа государственной власти или уполномоченного органа местного самоуправления либо иного уполномоченного им лица (например, администрации государственного унитарного предприятия, государственного или муниципального учреждения) о предоставлении гражданину, не обеспеченному жилым помещением в соответствующем населенном пункте, специализированного жилого помещения. Типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42.

Материалами дела подтверждено и не оспаривается сторонами, что занимаемое истцами жилое помещение не относится к государственному или муниципальному жилищному фонду, согласно договора найма данное жилое помещение в виде двух комнат представлено истцам в постоянное пользование.

В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

На территории МО « Город Астрахань » учетная норма жилой площади, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан жилой площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена решением Совета МО « Город Астрахань » от 30 мая 2006 года в размере 11 квадратных метров общей площади на одного члена семьи.

Таким образом, при рассмотрении дела суд принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон и на основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств, пришел к обоснованному выводу об отказе Королевой Т. В., Королеву В. А. в удовлетворении требований в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, поскольку ими представлены документы, свидетельствующие о превышении уровня обеспеченности.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции полагает возможным согласиться в силу их законности и обоснованности.

В кассационной жалобе не приводится никаких новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке.

Учитывая вышеизложенное, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, которые подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

определила:

решение Кировского районного суда г. Астрахани от 1 ноября 2011 года – оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Королевой Т.В., Королева В.А. – Ткачевой Н. Н. – без удовлетворения.