суд первой инстанции верно пришел к выводу о включении в подсчет специального стажа периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, поскольку это является обязательным условием для исполнения должностных обязанностей



Судья Апостолов К.В.


гражд. дело №33-3921/11


КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г Астрахань 7 декабря 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Белякова А.А.,

судей областного суда: Авериной Е.Е. и Сухачевой Т.Ю.

при секретаре: Дорохиной СВ. заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. дело по кассационной жалобе ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе Астраханской области на решение Ленинского районного суда г.Астрахани от 26 октября 2011 года по иску Кагина ФИО10 к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Астрахани об отмене решения комиссии по назначению, перерасчете и выплате пенсии, возложении обязанности включить периоды и назначении пенсии,

УСТАНОВИЛА:

Кагин А.В. обратился в суд с иском, указав, что решением ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Астрахани ( ГУ УПФ РФ в Ленинском районе) от 27 июня 2011 года ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности ввиду недостаточности специального стажа. Период работы в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> с 1 марта 2001 года по 31 октября 2004 года, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации исключены из подсчета специального стажа. Считает отказ в назначении пенсии незаконным, просил суд включить оспариваемый период его работы и нахождение на курсах повышения квалификации в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в льготном исчислении, и назначить пенсию со дня обращения за ней, то есть с 22 апреля 2011 года.

В судебном заседании истец Кагин В.П., его представитель Панькова Л.И. исковые требования поддержали, представитель ГУ УПФ РФ в Ленинском районе Ванина ИА. иск не признала.

Решением Ленинского районного суда г.Астрахани от 26 октября 2011 года исковые требования Кагина В.П. удовлетворены.

В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в Ленинском районе ставит вопрос об отмене решения суда, указав, что периоды работы Кагина В.П. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> не могут быть включены в подсчет специального стажа, поскольку структурное подразделение - <данные изъяты> не поименовано Списками должностей, работа которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Курсы повышения квалификации не могут быть включены в подсчет специального стажа, так как не являются периодами работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

Заслушав докладчика, объяснение представителя ответчика ГУ УПФ РФ в Ленинском районе Ванину И.А., поддержавшую доводы кассационной жалобы, объяснение истца Кагина В.П. считавшего жалобу необоснованной, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, согласно которому поименованы врачи, осуществляющие врачебную деятельность в амбулатории.

Списком должностей и учреждений, работа которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, определено, что в стаж засчитывается работа в должностях, указанных в Списке в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений, в медико-санитарных частях, амбулаториях, поликлиниках, фельдшерских здравпунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций.

Согласно п. 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца.

Из материалов дела следует, что решением ГУ УПФ РФ в Ленинском районе от 27 июня 2011 года Кагину А.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности по причине отсутствия специального стажа. Из подсчета стажа в льготном исчислении исключен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> <адрес>, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, в спорный период работы Кагин А.В. осуществлял трудовую деятельность, в должности <данные изъяты> в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленными в судебное заседание доказательствами.

Доводы жалобы о том, что <данные изъяты> не поименована Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, а также Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1066 от 22 сентября 1999 года не влекут отмену судебного решения, поскольку как следует из представленных в судебное заседание доказательств, а также Положения об Аксарайской <данные изъяты> является лечебно- профилактическим учреждением, входит в состав МУЗ <данные изъяты>» и является структурным подразделением поликлиники. В своей деятельности занимается проведением широких профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости; оказанием квалифицированной медицинской помощью.

Федеральным законодательством не определены ограничения на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере здравоохранения, в связи с чем суд первой инстанции правильно пришел к выводу о признании незаконным отказа Пенсионного фонда в назначении пенсии заявителю, поскольку пенсия за выслугу лет работникам здравоохранения должна назначаться в зависимости от вида деятельности.

Таким образом, указанный период правомерно включен в подсчет специального стажа, поскольку при осуществлении лечебной деятельности истцом соблюдены все необходимые для этого условия, в связи с чем доводы жалобы в данной части необоснованны.

Районный суд пришел к правильному выводу о включении в специальный стаж периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации, что соответствует положениям ст. 187 Трудового кодекса РФ, согласно которой в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Факт нахождения Кагина А.В. на курсах повышения квалификации подтверждается свидетельствами, представленными в судебное заседание.

Вместе с тем, обучаясь на курсах повышения квалификации, находясь на семинарах с отрывом от работы, за истцом сохранялись место работы и средний заработок.

Прохождение работниками ряда специальностей курсов повышения квалификации является обязательным условием дальнейшего исполнения ими должностных обязанностей, что имеет место в данном случае.

Иное толкование норм закона не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, а также приводило бы к