судья Юденковой Э.А. гражданское дело № 33 – 3764/11 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г.Астрахань 7 декабря 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе: председательствующего Белякова А.А. судей областного суда Авериной Е.Г. и Сухачевой Т.Ю., при секретаре: Дорохиной С.В. заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г., дело по кассационной жалобе Федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» на решение Советского районного суда г. Астрахани от 21 октября 2011 года по иску Пропусковой А.В. к Федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» о взыскании заработной платы, пособия по беременности и родам, компенсации морального вреда, у с т а н о в и л а: Пропускова А.В. обратилась в суд с иском к Федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» о взыскании заработной платы, пособия по беременности и родам, компенсации морального вреда, указав, что работает в должности главного инженера отделения автомобильной и бронетанковой техники Каспийской флотилии. С .....г. по .....г. предоставлен очередной отпуск, и были начислены денежные средства в сумме ...руб. рублей ...руб. копеек. Считает, что данная сумма является неверной, поскольку надбавки стимулирующего характера регулируются Приказом Министра обороны РФ №1010 от 26 июля 2010 года, которые в течение всего времени начислялись и выплачивались должны включаться при исчислении средней заработной платы, при этом сумма отпускных должна составлять ...руб. рублей ...руб. копейки. Таким образом, истец полагает, что ответчик необоснованно произвел расчет отпускных без учета начисленных и выплаченных ей стимулирующих надбавок, в связи с чем, с ответчика подлежит взысканию сумма в размере ...руб. рублей ...руб. копеек, которые истец просила взыскать. 29 сентября 2011 года истец уточнила исковые требования, указав, что с .....г. по .....г. ей предоставлен отпуск по беременности и родам, начисленные и выплаченные денежные средства составляют ...руб., из которых ...руб. ...руб. на основании больничного листа и ...руб. за постановку на учет в ранние сроки беременности. Считает, что сумма рассчитана ответчиком неверно, поскольку расчет по беременности и родам должен быть рассчитан из фактически начисленной заработной платы, а при этом сумма денежных средств по беременности и родам должна составлять ...руб.. В связи с указанным истец так же просила суд взыскать с ответчика в её пользу невыплаченную сумму пособия по беременности и родам в размере ...руб., компенсацию морального вреда в сумме ...руб.. В судебном заседании представитель истца Пропусков С.А. заявленные и уточненные исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить. В судебном заседании представители ответчика Наврузова С.У., Винник Н.Н. против заявленных и уточненных исковых требований возражали в полном объеме, и просила в их удовлетворении отказать. Решением Советского районного суда г. Астрахани от 21 октября 2011 года исковые требования Пропусковой А.В. удовлетворены частично. Суд взыскать с Федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» в пользу Пропусковой А.В. невыплаченную денежную сумму по очередному отпуску в размере ...руб., невыплаченную сумму пособия по беременности и родам в размере ...руб., компенсацию морального вреда в размере ...руб., а всего ...руб.. В кассационной жалобе Федеральное бюджетное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» ставит вопрос об отмене решения суда, указав, что гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации выплачиваются премии на основании приказа Министра обороны Российской Федерации №1010 от 26 июля 2010 года. Данным приказом утвержден порядок определения и расходования бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, по условиям которого, расходы объемов бюджетных средств, направляемые на дополнительные премии гражданскому персоналу осуществляется за счет средств экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации. Выплата дополнительных премий производится на основании отдельных решений Министра обороны Российской Федерации за счет общей экономии бюджетных средств на оплату гражданского персонала Министерства обороны Российской Федерации. Премии, выплачиваемые гражданскому персоналу на основании приказа Министра обороны Российской Федерации №1010, не входят в систему оплаты труда, и как следствие не включаются в расчет среднего заработка. В связи с чем, правовых оснований для осуществления расчета ежегодного основного оплачиваемого отпуска истцу с учетом дополнительных премий не имеется. Кроме того, истребование дополнительных средств на выплату заработной платы лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается. Заслушав докладчика, представителей Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области Наврузову С.У., Винник Н.Н., поддержавших жалобу, истца Пропускову А.В., считавшую жалобу необоснованной, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по основаниям неправильного применения норм материального права. В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). На основании ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Постановлением Правительства Российской Федерации №922 от 24 декабря 2007 года утверждено Положение «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», которым предусмотрено, что для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. При решении вопроса о том, должна ли учитываться при расчете среднего заработка та или иная выплата, необходимо в каждом конкретном случае определять, относится ли данная выплата к числу предусмотренных системой оплаты или стимулирования труда, применяемой в данной организации, или нет. При этом необходимо учитывать, что для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие) (пункт 3 Положения). Пункт 2 положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы гражданскому персоналу отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны российской Федерации № 90 от 2 марта 2001 года «Об отверждении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации», предусматрено, что гражданскому персоналу начисляются следующие выплаты: должностные оклады в размерах, утвержденных настоящим приказом среднего фонда штатно-должностных окладов; ежемесячная надбавка за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы в размере от 50 до 100 процентов должностного оклада; ежемесячная надбавка за выслугу лет к должностному окладу; премии по результатам работы- 25 процентов должностного оклада в расчете за месяц; материальная помощь; ежемесячные процентные надбавки к должностному окладу лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации- сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны; ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада. Министром обороны Российской Федерации издан приказ от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» об утверждении Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Пунктами 1,2 указанного Порядка предусмотрено, что дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил. Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала. Судом установлено, что Пропускова А.В. работает в должности ...... с .....г. года по настоящее время. Должность является гражданской, что подтверждается справкой войсковой части №. В период с .....г. по .....г. Пропусковой А.В. предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск, в связи с чем, ей были выплачены денежные средства в сумме ...руб. без учета стимулирующей премии, установленной приказом Министра обороны РФ № 1010 от 26 июля 2010 года. Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что выплаты, предусмотренные вышеуказанным приказом, входят в состав заработной платы. Однако судебная коллегия находит данный вывод суда необоснованным и противоречащим нормам действующего законодательства по следующим основаниям. Пункт 3 Порядка, установленного приказом Министром обороны РФ № 1010 от 26 июля 2010 года, предусматривает, что размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств производится в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил - на основании приказов командиров (начальников, руководителей). Издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов (п.6 Порядка). Распорядители бюджетных средств утверждают распределение объемов денежных средств, выделенных на дополнительное материальное стимулирование личного состава, и доводят их до нижестоящих воинских частей и организаций Вооруженных Сил, стоящих у них на финансовом обеспечении, в трехдневный срок со дня получения решения о выделении денежных средств на дополнительное материальное стимулирование личного состава (п.10 Порядка). Как следует из материалов дела, приказом командующего Каспийской флотилией № от .....г. «О дополнительных мерах по повышению эффективности и использования фонда оплаты труда гражданского персонала управления Каспийской флотилии» Пропусковой А.В. начислена премия по результатам работы в первом квартале 2011 года в сумме ...руб. рублей. Выплата премии на основании приказа Министра обороны Российской Федерации №1010 является дополнительной и не носит обязательного характера, поскольку пунктом 3 Порядка выплаты премии истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается. Кроме того, предусмотренные вышеуказанным приказом выплаты не включаются в расчет среднего заработка, так как эта выплата не относится к фонду оплаты труда и не определена основным приказом по оплате труда. Данная выплата является единовременной стимулирующей выплатой, и не носит постоянного характера. В справке заработной платы Пропусковой А.В. указаны все суммы полученного дохода, а в расчет среднего заработка включаются те выплаты, которые поименованы в Постановлении Правительства Российской Федерации №922 от 24 декабря 2007 года. В отличие от компенсационных выплат доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты не связаны с оплатой труда в каких-либо особых условиях (например, за работу во вредных условиях) и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером. Поэтому определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений, а также их размера - прерогатива работодателя. Основанием для выплаты вознаграждения является приказ командира воинской части с указанием его конкретного размера каждому работнику. Учитывая, что данная премия производится на основании приказа командира части и не носит обязательного характера, то оснований для удовлетворения требований истца у суда не имелось, так как по своей сути выплата дополнительного материального стимулирования является экономией фонда денежного довольствия военнослужащих и производится в порядке, предусмотренном приказом Министра обороны Российской Федерации № 1010. При таких обстоятельствах, а так же с учетом того, что судом первой инстанции обстоятельства по делу установлены полно и правильно, однако неправильно применен материальный закон, судебная коллегия считает возможным вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Пропусковой А.В. о взыскании с ответчика невыплаченной денежной суммы по очередному отпуску в размере ...руб. копеек отказать. Удовлетворяя исковые требования Пропусковой А.В. о взыскании с ответчика в её пользу недоплаченной суммы пособия по беременности и родам суд первой инстанции сослался на ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-Фз "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" и утвержденное постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию (пункты 6, 15) регламентирующих начисление пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам из среднего заработка застрахованного лица, при этом в расчет среднего заработка включается начисленная работникам за отработанное время заработная плата, в том числе и премия стимулирующего характера. Однако судебная коллегия находит решение суда в данной части подлежащим отмене по следующим основаниям. Согласно ст. 255 ТК РФ, женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере. В соответствии со ст. 3 ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", к видам государственных пособий относятся ежемесячное пособие по уходу за ребенком; пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком. В силу ст. 6 указанного Закона, право на пособие по беременности и родам имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Порядок начисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определен Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 года N 375. Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) пособие по беременности и родам выплачивает работодатель, а затем на сумму пособия он уменьшает начисленные в ФСС РФ взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 2 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ и ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). В свою очередь, региональное отделение ФСС РФ (ч. 2 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ) проводит проверку правильности начисления пособий в соответствии с Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 81. Исходя из изложенного, сумма пособий по беременности и родам выплачивается из взносов Фонда социального страхования РФ. При указанных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что суду первой инстанции для правильного определения обстоятельств имеющих значение для дела и проверки расчетов, заявленной истицей суммы пособия, в качестве третьего лица необходимо привлечь Государственное Учреждение - Астраханское областное региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации. Отменяя решение районного суда, судебная коллегия не может принять новое решение, поскольку нарушения, допущенные судом, не могут быть исправлены судом кассационной инстанции. При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, обеспечить соблюдение процессуальных прав сторон, проверить их доводы относительно заявленных требований и возражений, после чего дать оценку всем доводам участвующих в деле лиц, и представленным доказательствам, вынести новое решение в соответствии с требованиями закона и с учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения. Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда, о п р е д е л и л а : Решение Советского районного суда г. Астрахани от 21 октября 2011 года - отменить. В части исковых требований Пропусковой А.В. к Федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» о взыскании заработной платы вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении данных требований отказать. Дело в части исковых требований Пропусковой А.В. к Федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» о взыскании пособия по беременности и родам, компенсации морального вреда направить на новое рассмотрение в тот же суд.