Введение в действие проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения является обязанностью органа местного самоуправления, предусмотренной действующим законодательством.



судья Лябах И. В. гр. дело № 33 - 4021/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 14 декабря 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Баранова Г. В.

судей областного суда: Егоровой И. В., Сухачевой Т. Ю.

при секретаре Мелиховой А. В.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Баранова Г. В. дело по кассационной жалобе Администрации МО « Город Ахтубинск » на решение Ахтубинского городского суда Астраханской области от 26 сентября 2011 года по делу по заявлению Ахтубинского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО « Город Ахтубинск » об обжаловании действий,

установила:

Ахтубинский городской прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в обоснование которого указал, что была проведена проверка выполнения Администрацией МО « Город Ахтубинск » законодательства о безопасности дорожного движения. Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации » к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении дорог местного значения в границах населенных пунктов населения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Проверкой установлено, что проект организации дорожного движения разработан, однако, Администрацией МО « Город Ахтубинск » организация дорожного движения на территории г. Ахтубинска осуществляется г основании решения комиссии по безопасности дорожного движения без введения в действие Администрацией МО « Город Ахтубинск » проекта организации дорожного движения. По данному факту Ахтубинской городской прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ года в адрес главы МО « Город Ахтубинск » Н. внесено представление об устранении нарушений законодательства, однако, меры, направленные на утверждение данного проекта, так и не приняты. Ахтубинский городской прокурор просил суд признать бездействие Администрации МО « Город Ахтубинск » в лице главы Администрации Нарузбаева А. А. в части непринятия мер по введению в действие проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в границах МО « Город Ахтубинск » незаконным, обязать Администрацию МО « Город Ахтубинск » принять меры по введению в действие проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в границах МО « Город Ахтубинск ».

В судебном заседании представитель Ахтубинского городского прокурора – Шевченко А. В. требования заявления поддержал. Представитель Администрации МО « Город Ахтубинск » в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причина неявки не известна.

Решением Ахтубинского городского суда Астраханской области от 26 сентября 2011 года бездействие Администрации МО « Город Ахтубинск » в лице главы Администрации Нарузбаева А. А. в части непринятия мер по введению в действие проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в границах МО « Город Ахтубинск » признано незаконным, суд обязал устранить данные нарушения.

В кассационной жалобе Администрации МО « Город Ахтубинск » ставится вопрос об отмене решения суда и прекращению производства по делу, в обоснование жалобы указано, что выводы суда, изложенные в решении, противоречат презумпции самостоятельности органов местного самоуправления в части решения вопросов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Представитель Администрации МО « Город Ахтубинск » на заседание судебной коллегии не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия, доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Заслушав прокурора Бурхетьеву Е. М., возражавшую относительно доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

В силу статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ « О безопасности дорожного движения » основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Закона единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

Мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке (часть 1 статьи 22 ФЗ РФ № 196-ФЗ).

Материалами дела установлено и не оспаривается сторонами, что организация дорожного движения на территории МО « Город Ахтубинск » осуществляется на основании решения комиссии по безопасности дорожного движения. В 2010 году Администрацией МО « Город Ахтубинск » был заказан и разработан проект организации дорожного движения по г. Ахтубинску. Данный проект организации дорожного движения был согласован с начальником ОГИБДД ОВД по Ахтубинскому району Астраханской области, государственным инспектором ДД МОБ Ахтубинского района и утвержден главой Администрации МО « Город Ахтубинск », при этом, даты согласования и утверждения на проекте не указаны, то есть, действия по утверждению данного проекта в полном объеме Администрацией МО « Город Ахтубинск » в лице главы Администрации МО « Город Ахтубинск » не выполнены.

Из пояснения представителя Администрации МО « Город Ахтубинск » видно, что по настоящее время проект об организации дорожного движения не введен в действие по причине отсутствия необходимых финансовых средств на его реализацию.

Между тем, в соответствии со статьей 22 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ « О безопасности дорожного движения » обязанность по финансированию обеспечения безопасности дорожного движения возлагается на органы местного самоуправления, в частности на Администрацию МО « Город Ахтубинск ».

При рассмотрении дела суд принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон и на основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора, так как по результатам оценки технического состояния автомобильных дорог и в соответствии с проектами организации дорожного движения осуществляется в дальнейшем утверждение проектов и сметных расчетов для формирования ежегодных планов проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, то есть, деятельность по классификации работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, а также периодичность проведения работ по содержанию автомобильных дорог и периодичность проведения работ по содержанию входящих в их состав дорожных сооружений зависит от утверждения проекта организации дорожного движения муниципальным образованием.

Доводы кассационной жалобы судебная коллегия признает несостоятельными ввиду их противоречия нормам законодательства.

Так, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года « О безопасности дорожного движения в Российской Федерации » К полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации » и статьи 7 Устава МО « Город Ахтубинск » предусмотрено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах МО « Город Ахтубинск », а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения МО « Город Ахтубинск ».

Следовательно, введение в действие проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в границах МО « Город Ахтубинск » является обязанностью Администрации МО « Город Ахтубинск », предусмотренной действующим законодательством, а требования прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц не посягают на самостоятельность органов местного самоуправления в части решения вопросов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

определила:

решение Ахтубинского городского суда Астраханской области от 26 сентября 2011 года – оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации МО « Город Ахтубинск » – без удовлетворения.