Судья Сухорукова И.Б. гражд. дело №33–3971/11 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Астрахань 7 декабря 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе: председательствующего: Белякова А.А. судей областного суда: Авериной Е.Г. и Сухачевой Т.Ю. при секретаре: Дорохиной С.В., заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Белякова А.А. дело по кассационной жалобе Федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» на решение Советского районного суда г. Астрахани от 2 ноября 2011 года по гражданскому делу по иску Воробьевой Е.Н. к Федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» о неправильном расчете денежных средств по очередному отпуску, УСТАНОВИЛА: Воробьева Е.Н. обратилась в суд с иском к ответчику, указав, что работает в должности (,,,,,,,) № Каспийской флотилии. С 4 июля 2011 года по 31 июля 2011 года истцу предоставлен очередной отпуск, в связи с чем начислены денежные средства в сумме ...... рублей. Считает, что указанная сумма начислена не верно. Просила суд взыскать с ответчика невыплаченную заработную плату по очередному отпуску в сумме ...... копеек. В судебном заседании истец Воробьева Е.Н. исковые требования поддержала, представители ответчика Федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» иск не признали. Решением Советского районного суда г. Астрахани от 2 ноября 2011 года исковые требования Воробьевой Е.Н. удовлетворены. В кассационной жалобе Федеральное бюджетное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» ставит вопрос об отмене решения суда, указав, что гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации выплачиваются премии на основании приказа Министра обороны Российской Федерации №1010 от 26 июля 2010 года. Данным приказом утвержден порядок определения и расходования бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, по условиям которого, расходы объемов бюджетных средств, направляемые на дополнительные премии гражданскому персоналу осуществляется за счет средств экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации. Выплата дополнительных премий производится на основании отдельных решений Министра обороны Российской Федерации за счет общей экономии бюджетных средств на оплату гражданского персонала Министерства обороны Российской Федерации. Премии, выплачиваемые гражданскому персоналу на основании приказа Министра обороны Российской Федерации №1010, не входят в систему оплаты труда, и как следствие не включаются в расчет среднего заработка. В связи с чем, правовых оснований для осуществления расчета ежегодного основного оплачиваемого отпуска истцу с учетом дополнительных премий не имеется. Кроме того, истребование дополнительных средств на выплату заработной платы лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается. Заслушав докладчика, объяснение представителей ответчика Наврузовой С.У. и Винник Н.Н., поддержавших доводы жалобы, Воробьевой Е.Н., считавшей жалобу необоснованной, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по основаниям неправильного применения норм материального права. В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). На основании ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Постановлением Правительства Российской Федерации №922 от 24 декабря 2007 года утверждено Положение «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», которым предусмотрено, что для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. При решении вопроса о том, должна ли учитываться при расчете среднего заработка та или иная выплата, необходимо в каждом конкретном случае определять, относится ли данная выплата к числу предусмотренных системой оплаты или стимулирования труда, применяемой в данной организации, или нет. При этом необходимо учитывать, что для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие) (пункт 3 Положения). Пункт 2 положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы гражданскому персоналу отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны российской Федерации № 90 от 2 марта 2001 года «Об отверждении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации», предусматрено, что гражданскому персоналу начисляются следующие выплаты: должностные оклады в размерах, утвержденных настоящим приказом среднего фонда штатно-должностных окладов; ежемесячная надбавка за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы в размере от 50 до 100 процентов должностного оклада; ежемесячная надбавка за выслугу лет к должностному окладу; премии по результатам работы- 25 процентов должностного оклада в расчете за месяц; материальная помощь; ежемесячные процентные надбавки к должностному окладу лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации- сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны; ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада. Министром обороны Российской Федерации издан приказ от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» об утверждении Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Пунктами 1,2 указанного Порядка предусмотрено, что дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил. Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала. Судом установлено, что Воробьева Е.Н. является гражданским служащим и состоит в должности главного (,,,,,,,) с ....... года по настоящее время в войсковой части №-Д Каспийской флотилии. В период с 4 июля 2011 года по 31 июля 2011 года Воробьевой Е.Н. предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск и истице выплачены денежные средства в размере ...... рублей без учета стимулирующей премии, установленной приказом Министра обороны РФ № 1010 от 26 июля 2010 года. Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что выплаты, предусмотренные вышеуказанным приказом, входят в состав заработной платы. Однако судебная коллегия находит данный вывод суда необоснованным и противоречащим нормам действующего законодательства по следующим основаниям. Пункт 3 Порядка, установленного приказом Министром обороны РФ № 1010 от 26 июля 2010 года, предусматривает, что размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств производится в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил - на основании приказов командиров (начальников, руководителей). Издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов (п.6 Порядка). Распорядители бюджетных средств утверждают распределение объемов денежных средств, выделенных на дополнительное материальное стимулирование личного состава, и доводят их до нижестоящих воинских частей и организаций Вооруженных Сил, стоящих у них на финансовом обеспечении, в трехдневный срок со дня получения решения о выделении денежных средств на дополнительное материальное стимулирование личного состава (п.10 Порядка). Как следует из материалов дела, приказом командующего Каспийской флотилией № 817 от 5 июля 2011 года «О дополнительных мерах по повышению эффективности и использования фонда оплаты труда гражданского персонала управления Каспийской флотилии» Воробьевой Е.Н. начислена премия по результатам работы в первом квартале 2011 года в сумме ...... рублей. Выплата премии на основании приказа Министра обороны Российской Федерации №1010 является дополнительной и не носит обязательного характера, поскольку пунктом 3 Порядка выплаты премии истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается. Кроме того, предусмотренные вышеуказанным приказом выплаты не включаются в расчет среднего заработка, так как эта выплата не относится к фонду оплаты труда и не определена основным приказом по оплате труда. Данная выплата является единовременной стимулирующей выплатой, и не носит постоянного характера. В справке заработной платы Воробьевой Е.Н. указаны все суммы полученного дохода, а в расчет среднего заработка включаются те выплаты, которые поименованы в Постановлении Правительства Российской Федерации №922 от 24 декабря 2007 года. В отличие от компенсационных выплат доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты не связаны с оплатой труда в каких-либо особых условиях (например, за работу во вредных условиях) и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером. Поэтому определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений, а также их размера - прерогатива работодателя. Основанием для выплаты вознаграждения является приказ командира воинской части с указанием его конкретного размера каждому работнику. Учитывая, что данная премия производится на основании приказа командира части и не носит обязательного характера, то оснований для удовлетворения требований истца у суда не имелось, так как по своей сути выплата дополнительного материального стимулирования является экономией фонда денежного довольствия военнослужащих и производится в порядке, предусмотренном приказом Министра обороны Российской Федерации № 1010. С учетом того, что судом первой инстанции обстоятельства по делу установлены полно и правильно, однако неправильно применен материальный закон, судебная коллегия считает возможным вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Воробьевой Е.Н. отказать. Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда ОПРЕДЕЛИЛА: решение Советского районного суда г. Астрахани от 2 ноября 2011 года отменить и вынести по делу новое решение, которым в иске Воробьевой Елены Николаевны к Федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» о неправильном расчете денежных средств по очередному отпуску, отказать. . . .