Для участия в подпрограмме молодая семья должна представить в орган местного самоуправления, в том числе, постановление о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.



судья Сидорова Е.А. Дело № 33-4170/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Астрахань 28 декабря 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Костиной Л.И.

и судей: Спрыгиной О.Б., Губернаторова Ю.Ю.,

при секретаре: Русских Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Костиной Л.И.

дело по кассационному представлению прокуратуры Камызякского района Астраханской области

на решение Камызякского районного суда Астраханской области от 22 ноября 2011 года

по исковому заявлению прокурора Камызякского района Астраханской области в интересах Ефимова В.А. к администрации МО «Камызякский район» о включении семьи Ефимова В.А. в список семей-участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» целевой программы «Жилище» по Камызякскому району,

у с т а н о в и л а :

Прокурор Камызякского района Астраханской области обратился в суд с иском в интересах Ефимова В.А., указав, что +++ истец обратился в администрацию МО «Камызякский район» с заявлением о включении его семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» по Камызякскому району. Однако в Списках подпрограммы семья отсутствует, письменный ответ на указанное заявление Ефимову В.А. не дан. Установлено, что основанием к невнесению в списки явилось отсутствие постановления о постановке Ефимова В.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрации МО «Новотузуклейский район». Решением Камызякского районного суда Астраханской области от 18 августа 2011 года установлен факт постановки Ефимова В.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Полагает, что с учетом изложенного семья Ефимова В.А. имеет основания для включения в список молодых семей.

В судебном заседании представитель прокуратуры Камызякского района Астраханской области Садиров И.С. исковые требования поддержал. Ефимов В.А. в судебное заседание не явился.

Представитель администрации МО «Камызякский район» Емелина А.А. исковые требования не признала.

Представитель третьего лица администрации МО «Новотузуклейский сельсовет» Богданова В.Г. разрешение иска оставила на усмотрение суда.

Представитель третьего лица агентства по делам молодежи Астраханской области в судебное заседание не явился.

Решением Камызякского районного суда Астраханской области от 22 ноября 2011 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационном представлении прокуратуры Камызякского района Астраханской области ставится вопрос об отмене решения, поскольку суд сослался на неподлежащие применению Постановление Правительства РФ от 28 августа 2002 года № 638; выводы суда об отсутствии доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий противоречат фактическим обстоятельствам дела.

Заслушав докладчика, объяснения прокурора Бурхетьевой Е.М. и Ефимова В.А., поддержавших доводы кассационного представления, представителя администрации МО «Камызякский район» Емелиной А.А. и представителя отдела по делам культуры, молодежи и спорта администрации МО «Камызякский район» Шаушиевой Ж.Х., возражавших против доводов представления, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по основанию несоответствия вывода суда фактическим обстоятельствам дела.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указаны в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с частью 1 которой таковыми признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статьей 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285 применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства перечень документов, указанных в пункте 15 Правил.

Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 15 настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления (пункт 17 Правил).

Согласно пункту 18 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются: несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 Правил; непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

Повторное обращение с заявлением об участии в подпрограмме допускается после устранения оснований для отказа, предусмотренных в пункте 18 настоящих Правил (пункт 19 Правил).

Установлено, что +++ Ефимов В.А. обратился в администрацию МО «Камызякский район» с заявлением о включении его семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». Однако в Списки его семья не включена, письменный ответ об отказе во включении в подпрограмму администрация МО «Камызякский район» Ефимову В.А. не направила.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что основанием к отказу во включении в подпрограмму явилось отсутствие у истца документа, подтверждающего постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищный условий.

Районный суд признал позицию администрации МО «Камызякский район» законной. Однако судебная коллегия находит выводы суда не соответствующими фактическим обстоятельствам дела.

Действительно, для участия в подпрограмме молодая семья, среди прочих документов, должна представить в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства постановление о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищный условий.

Согласно справке архивного отдела администрации МО «Камызякский район» такое постановление в отношении Ефимова В.А. отсутствует.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что +++ Ефимов В.А. обратился в администрацию МО «Новотузуклейский сельсовет» с заявлением о постановке на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищный условий.

Согласно списку граждан, вставших на очередь на получение безвозмездной субсидии для приобретения жилья по администрации МО «Новотузуклейский сельсовет» на +++ Ефимов В.А. состоит в очереди под номер ххх как молодая семья и участник чеченских событий. Дата постановки на учет значится +++.

Также имеются сведения о прохождении Ефимовым В.А. перерегистрации учета, где его семья по состоянию на +++ значится под номером ххх.

Решением Камызякского районного суда Астраханской области от 18 августа 2011 года установлен факт постановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий администрацией МО «Новотузуклейский сельсовет» +++.

Отсутствие в архивном отделе постановления о постановке Ефимова В.А. на учет не может вменяться в вину истцу и нарушать его жилищные права.

Поскольку одним из принципов жилищного законодательства является гарантированные государством права граждан на неукоснительное соблюдение в отношении них единых оснований, условий и порядка обеспечения жильем, то нарушения, допущенные органом местного самоуправления в отношении семьи истца, должны быть устранены.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,

о п р е д е л и л а :

решение Камызякского районного суда Астраханской области от 22 ноября 2011 года отменить, вынести по делу новое решение. Исковые требования прокурора Камызякского района Астраханской области в интересах Ефимова В.А. удовлетворить, обязать администрацию МО «Камызякский район» включить семью Ефимова В.А. в список семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» по Камызякскому району на 2011 год.