Представление прокурора отменено правомерно, поскольку ответ администрации на уведомление о проведении пикетирования с предложением по изменению места проведения публичного мероприятия является актом согласования, а не отказом в его проведении.



Судья Митькова Л.В. Дело № 33-4106/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 21 декабря 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Шустовой Т.П.

судей областного суда Обносовой М.В., Губернаторова Ю.Ю.

при секретаре Чакиевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шустовой Т.П. дело по кассационному представлению прокурора Кировского района г. Астрахани на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 2 ноября 2011 года по заявлению администрации Кировского района г. Астрахани о признании незаконным и отмене представления заместителя прокурора Кировского района города Астрахани,

УСТАНОВИЛА:

Администрация Кировского района г. Астрахани обратилась в суд с заявлением об оспаривании представления прокуратуры Кировского района г. Астрахани от 12 октября 2011 года об устранении нарушений законодательства о проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, указав, что 13 сентября 2011 года в администрацию Кировского района г. Астрахани с уведомлением о проведении серии пикетов с 24 по 28 сентября 2011 года с количеством участников до 3-х человек обратилась председатель регионального отделения в Астраханской области Всероссийской партии «П...». Указанное уведомление заявителем рассмотрено, и руководствуясь п. 5 Положения о порядке организации и проведения общественно-политических, культурно-зрелищных, спортивно-массовых, религиозных, рекламных и иных массовых мероприятий в г. Астрахани подготовлен ответ, в котором указано, что ранее на заявленных местах уже согласовано мероприятие и предложены иные места для проведения публичного мероприятия. Указанный ответ не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия, а представляет собой согласование с обоснованным изменением мест проведения публичного мероприятия и носит рекомендательный характер. Просили суд представление заместителя прокурора Кировского района г. Астрахани № <...> от 12 октября 2011 года признать незаконным и отменить.

В судебном заседании представитель заявителя Рязанов Д.В. поддержал доводы, изложенные в заявлении, просил суд представление отменить.

Помощник прокурора Кировского района г. Астрахани Данилова М.Н. не согласилась с доводами заявителя.

Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 2 ноября 2011 года заявление администрации Кировского района г. Астрахани удовлетворено. Суд признал представление заместителя прокурора Кировского района г. Астрахани от 12 октября 2011 года № <...> об устранении нарушений законодательства о проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования - незаконным и отменил.

В кассационном представлении прокуратуры Кировского района г. Астрахани ставится вопрос об отмене решения суда, указано, что прокурором района не оспаривается право администрации Кировского района г. Астрахани вести предложение об изменении места проведения публичного мероприятия, однако в данном случае места проведения публичного мероприятия не подпадают под категорию мест, в которых проведение публичного мероприятия запрещается. Иных оснований для внесения обоснованного предложения об изменении места проведения публичного мероприятия не предусмотрено. Кроме того, совместное проведение публичных мероприятий «<...>» и пикетирований по поводу актуальных политических, экономических и социально-культурных проблем не нарушает норму заполняемости. Совместное проведение указанных мероприятий не создает угрозу обеспечения безопасности участников публичного мероприятия.

На заседание судебной коллегии не явились заместителя мэра г. Астрахани – главы администрации Кировского района г. Астрахани, ходатайств об отложении дела суду не представлено. Учитывая надлежащее извещение не явившегося лиц, судебная коллегия в соответствии со статьей 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Заслушав докладчика, выслушав прокурора Бурхетьеву Е.М., поддержавшую доводы кассационного представления, проверив материалы дела и обсудив доводы представления, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по указанным в нем доводам.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Кировского района г. Астрахани по обращению председателя регионального отделения в Астраханской области Всероссийской партии «П...» К. в связи с отказом администрации Кировского района г. Астрахани в согласовании мест проведения публичных мероприятий проведена проверка, по результатам которой в адрес заместителя мэра г. Астрахани – главы администрации Кировского района г. Астрахани внесено представление № <...> от 12 октября 2011 года.

Согласно указанному представлению прокурор потребовал устранить нарушения законодательства о местном самоуправлении и о санитарно-эпидемиологическом благополучии, принять меры к устранению выявленных нарушений и недопущению их впредь, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушения указанного законодательства.

Из части 1 статьи 3 и статьи 245 Гражданского процессуального кодекса РФ следует, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе и путем оспаривания решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Пунктом третьим Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры.

Удовлетворяя требования администрации г. Астрахани об отмене представления прокурора, суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.

Из смысла указанных норм следует, что закон не содержит исчерпывающего перечня мест, в которых невозможно проведение публичного мероприятия, в связи с чем, компетентному органу государственной власти при получении уведомления о проведении публичного мероприятия надлежит оценить безопасность его проведения в заявленных местах в каждом конкретном случае.

13 сентября 2011 года с уведомлением о проведении публичных мероприятий <...> в период с 24 сентября 2011 года по 28 сентября 2011 года обратилась инициативная группа граждан (организатор В.) с указанием количества участников, мест проведения мероприятий и времени их проведения. Данное публичное мероприятие 13 сентября 2011 года администрацией Кировского района г. Астрахани согласовано в полном объеме.

Позже 13 сентября 2011 года региональное отделение в Астраханской области Всероссийской партии «П...» (организатор К.) обратилось в администрацию Кировского района г. Астрахани с уведомлениями о проведении публичных мероприятий в форме пикетирования в период с 24 сентября 2011 года по 28 сентября 2011 года.

14 сентября 2011 года администрацией Кировского района г. Астрахани дан ответ К. о том, что указанные в уведомлении места проведения мероприятий согласовать не представляется возможным в связи с ранее поданной заявкой о проведении публичных мероприятий на указанных местах и в целях безопасности участников публичного мероприятия предложены другие места для их проведения в заявленное время, с заявленным количеством участников.

Пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Судебная коллегия считает, что районным судом сделан обоснованный вывод о том, что ответ администрации г. Астрахани от 14 сентября 2011 года не является отказом в проведении публичного мероприятия, поскольку ответ заявителю дан в установленные сроки и содержит обоснование невозможности проведения мероприятия в требуемом месте, а также мотивированное предложение по изменению места проведения публичного мероприятия.

Из материалов дела усматривается, что заявителю было предложено провести мероприятие в ином, предложенном администрацией Кировского района г. Астрахани месте, в порядке, установленном действующим законодательством, в связи с чем заявитель не был лишен возможности реализовать свое конституционное право проводить собрания, митинги, шествия и пикетирования в порядке, установленном Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», права и законные интересы заявителя обжалуемым решением не нарушены и препятствия в реализации конституционных прав не созданы.

При этом изменение места проведения мероприятия по инициативе органа государственной власти не нарушает право заявителя на выбор места проведения мероприятия, предусмотренное законом, поскольку нормами закона предусмотрены действия лиц в случаях невозможности проведения мероприятия в требуемом месте, в связи с чем администрация г. Астрахани предложила заявителю иной вариант места проведения публичного мероприятия с учетом формы, целей и средств планируемого мероприятия.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что администрация г. Астрахани исполнила свою предусмотренную законом обязанность по предложению заявителям альтернативного места проведения мероприятия, позволяющему реализовать цели планируемого мероприятия, требование прокурора об устранении нарушений законодательства о местном самоуправлении не основано на положениях закона.

Судебная коллегия считает необоснованным и требование прокурора об устранении нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, поскольку фактов выявления указанных нарушений прокурор в оспариваемом представлении не привел.

При таких обстоятельствах вывод суда об отмене представления прокурора Кировского района города Астрахани № <...> от 12 октября 2011 года является законным и обоснованным.

Выводы суда соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Доводы кассационной жалобы основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку доказательств, оцененных судом в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и выводов суда, не опровергают их и не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения.

Поскольку доводы кассационного представления не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам представления не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Кировского районного суда г. Астрахани от 19 августа 2010 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора Кировского района г. Астрахани – без удовлетворения.