Судья Рахматуллина Е.А. Дело № 33-181/2012 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Астрахань 18 января 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе: председательствующего Лавровой С.Е., судей областного суда Сухачевой Т.Ю., Стус СН. при секретаре Курбановой М.Р., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е. дело по кассационной жалобе Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 08 декабря 2011 года по заявлению прокурора Володарского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области по содержанию автодороги Астрахань-Красный Яр У С Т А Н О В И Л А : Прокурор Володарского района г. Астрахани обратился в суд с иском о бездействии и понуждении привести автомобильную дорогу Астрахань-Красный Яр в надлежащее для эксплуатации состояние, указав, что прокуратурой района совместно с ОГИБДД ОМВД России по Володарскому району Астраханской области проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на территории Володарского района, в ходе которой выявлены нарушения. Установлено, что рост погибших в ДТП на автодороге Астрахань-Красный Яр в 2011 году вызван отсутствием освещения и тротуаров вдоль автодороги, проходящей через населенный пункт, занижением уровня обочины относительно прилегающей кромки проезжей части более допустимых параметров, отсутствием дорожных знаков согласно их дислокации. Согласно представлениям главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по Володарскому району на автодороге Астрахань-Красный Яр с 27 км по 29 км не установлены отсутствующие дорожные знаки согласно дислокации и в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290 и ГОСТ Р 52289, не установлены информационные щиты, указывающих на наличие аварийно-опасного участка, протяженностью 3 км на автодороге Астрахань-Красный Яр с 27 км по 29 км; не нанесены согласно ГОСТ Р 514256 и не применены согласно ГОСТ Р 52289 горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 «Зебра» для обозначения пешеходного перехода и дорожные разметки 1.1 и 1.5, разделяющие транспортные потоки; не установлено стационарное освещение в соответствии с п.2.5 СНиП 2.05.02-85; не оборудована на пешеходном переходе «искусственная неровность» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52605; не установлены аншлаги, предупреждающие водителей о ведении наблюдения приборами видеофиксации нарушений ПДД; не оборудованы дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» на обратной стороне 5.19.2 «Пешеходный переход» согласно ГОСТ Р 52289 с использованием световозвращающих пленок типа Б и В согласно ГОСТ Р 52290, с размещением этих знаков на щитах прямоугольной формы с лицевой поверхностью, выполненной световозвращающей пленкой желтого (желто-зеленого) цвета; не оборудованы тротуары в соответствии со СНиП 2.05.02-85. В нарушение Положения о министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области министерство не обеспечивает надлежащее содержание и ремонт вышеуказанной автомобильной дороги регионального значения, чем создается реальная угроза безопасности дорожного движения, сохранению жизни, здоровья и имущества населения. Бездействие министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области образует совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства, и нарушает требования ст. 3 ФЗ «О безопасности дорожного движения», определяющей приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения и приоритете жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. В связи с чем прокурор просит суд обязать привести указанный участок дороги в надлежащее состояние, в соответствии с требованиями Государственного стандарта РФ. В судебном заседании помощник прокурора уточнил заявленные требования и просил их удовлетворить в полном объеме. Представитель ОМВД России по Володарскому району Астраханской области Серин Д.А. требования прокурора поддержал и просил их удовлетворить. Представитель министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области Маркелов В.М. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку ГОСТы носят рекомендательный характер и могут применяться на добровольной основе при проектировании объектов строительства и реконструкции автомобильных дорог. Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 08 декабря 2011 года иск прокурора удовлетворен частично. Суд обязал министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области привести автодорогу Астрахань - Красный Яр в соответствие с действующим законодательством, а именно: установить отсутствующие дорожные знаки согласно дислокации и в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290 и ГОСТ Р 52289; установить информационные щиты, указывающие на наличие аварийно-опасного участка; нанести согласно ГОСТ Р 514256 и применить согласно ГОСТ Р 52289 горизонтальную дорожную разметку 1.14.1 «Зебра» для обозначения пешеходного перехода и дорожные разметки 1.1 и 1.5, разделяющие транспортные потоки; установить стационарное освещение в соответствии с п.2.5 СНиП 2.05.02-85. В кассационной жалобе министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области ставится вопрос об отмене решения, поскольку министерство не является надлежащим ответчиком. На заседание судебной коллегии представители ОМВД России по Володарскому району Астраханской области, ООО ПКФ «Коралл» не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства, сведений об уважительности причин своего отсутствия не представили. Учитывая надлежащее извещение сторон и в соответствии с требованиями ст. 354 ГПК РФ, судебная коллегия определила, рассмотреть дело в отсутствие неявивишихся лиц. Заслушав докладчика, представителя министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области Маркелова В.М., заключение прокурора Шаповалова С.С. о законности принятого решения, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда. Согласно статье 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основополагающей задачей по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести: их последствий. Статьей 12 названного Федерального закона устанавливается, что ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч. 2 ст.12). В силу статьи 5 ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения. Обеспечение безопасности дорожного движения на территории Астраханской области относится к полномочиям Правительства Астраханской области. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения (1); разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (2); осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (6); утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели (11); осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (12). В силу п. 2.1.25.-2.1.28. Положения "О министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области" министерство организует обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования регионального значения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам; ведет учет показателей состояния безопасности дорожного движения по протяженности, техническому состоянию автомобильных дорог и наличию на них объектов дорожного сервиса; осуществляет информирование участников дорожного движения о наличии объектов сервиса и безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог; осуществляет контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, в том числе контроль за весовыми параметрами транспортных средств с использованием постов весового контроля. В результате проведения государственным инспектором дорожной инспекции безопасности дорожного движения по Володарскому району Астраханской области проверки содержания дорог, дорожных сооружений и технических средств, организации дорожного движения, при обследовании автодороги Астрахань- Красный Яр установлено, что в нарушение норм ГОСТа на данном участке дороги. Наличие данных нарушений ответчиками не опровергнуто. С учетом указанных норм и установленных обстоятельств, суд правомерно удовлетворил заявленные требования, поскольку министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области не обеспечивается надлежащее содержание автомобильной дороги, что создает угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью, имуществу неопределенного круга лиц. Доводы жалобы выводов суда не опровергают и не являются основанием к отмене судебного постановления, так как обязанность по обеспечению надлежащего состоянии автомобильной дороги предусмотрена вышеуказанными нормативными правовыми актами. С учетом изложенного, оснований для отмены принятого решения не имеется. Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Кировского районного суда г. Астрахани от 08 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области - без удовлетворения.