Иск прокурора о предоставлении жилого помещения лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, соответствует закону



Судья Хохлачева О.Н. Дело № 33-86/2012

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 18 января 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Лавровой С.Е.,

судей Сухачевой Т.Ю., Стус С.Н.,

при секретаре Курбановой М.Р.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е. дело

по кассационной жалобе Правительства Астраханской области

на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 17 ноября 2011 года

по иску заместителя прокурора Астраханской области в интересах Кулапиной Н.Ю. к Правительству Астраханской области о предоставлении жилого помещения,

установила:

заместитель прокурора Астраханской области обратился в суд с иском в интересах Кулапиной Н.Ю., указав, что ввиду лишения ее матери А.В.В. родительских прав и нахождением отца А.Ю.А. в местах лишения свободы, она была определена на полное государственное обеспечение в <--> для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где воспитывалась в период с ---- по ----. Затем с ---- по ---- являлась воспитанницей <-->, оставшихся без попечения родителей. С ---- Кулапина Н.Ю. обучалась в <-->, с ---- в <-->, с ---- в <-->, где находилась как лицо, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на полном государственном обеспечении. При этом жилая площадь за ней не была закреплена и не значится в собственности. В период обучения в <--> администрация училища обращалась в администрацию г. Астрахани с вопросом о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении учащейся Кулапиной (Андрияновой) Н.Ю. ---- Кулапина Н.Ю., обратилась в администрацию г. Астрахани с заявлением о предоставлении ей жилого помещения, в связи, с чем на основании постановления администрации г. Астрахани №--- от ---- ей было предоставлено для временного проживания жилое помещение маневренного фонда по адресу: <--->.

В 2005 году на основании заявления Кулапиной Н.Ю., в порядке обмена, ей было предоставлено жилое помещение по адресу: <--->, где она проживает по настоящее время. Поскольку до настоящего времени ее право на получение жилого помещения с учетом льгот, установленных статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не реализовано, до настоящего времени жильем не обеспечена, и она относятся к категории лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении, прокурор Астраханской области просит обязать Правительство Астраханской области предоставить Кулапиной Н.Ю. вне очереди благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм, отвечающее требованиям санитарных и технических норм.

В судебном заседании представитель прокуратуры Астраханкой области -помощник прокурора Кировского района г.Астрахани Выстропова И.А. иск подержала, просила его удовлетворить.

Кулапина Н.Ю. в судебном заседании полностью поддержала заявленные прокурором требования.

Представитель ответчика Правительства Астраханской области и третьего лица Министерства социального развития и труда Астраханской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. Ранее представитель ответчика и третьего лица возражали против удовлетворения заявленных требований.

Представитель третьего лица администрации г. Астрахани в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, возражений не представил.

Решением Кировского районного суда г. Астрахани исковые требования удовлетворены. Суд обязал Правительство Астраханской области предоставить Кулапиной Н.Ю. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение общей площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В кассационной жалобе Правительства Астраханской области ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его постановления с нарушением норм материального права.

На заседание судебной коллегии представители Правительства астраханской области, администрации г. Астрахани, Министерства социального развития и труда Астраханской области не явились. С учетом надлежащего извещения сторон и в соответствии с требованиями статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав докладчика, мнение прокурора Шаповалова С.С. и объяснение Кулапиной Н.Ю., возражавших против удовлетворения доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по указанным в кассационной жалобе доводам.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац 2 пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 2 Закона Астраханской области «0О предоставлении жилых помещений в Астраханской области» жилые помещения по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Астраханской области предоставляются следующим категориям граждан, признанным по установленным федеральным и областным законодательством основаниям нуждающимися в улучшении жилищных условий: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты и лица из их числа).

В силу статьи 9 Закона Астраханской области «0О предоставлении жилых помещений в Астраханской области» детям-сиротам и лицам из их числа, имеющим закрепленное жилое помещение при наличии обстоятельств, указанных в статье 10.1 Закона Астраханской области от 11 февраля 2002 г. № 6/2002-ОЗ «О защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Астраханской области», а также детям-сиротам и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства) либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или по их выбору в порядке, установленном Правительством Астраханской области, социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств бюджета Астраханской области (далее - социальная выплата).

Из материалов дела следует, что решением Наримановского районного суда г. Астрахани от ---- А.В.В. лишена родительских прав в отношении дочери Андрияновой Н.Ю., ---- года рождения.

Отец Кулапиной (Андрияновой) Н.Ю. на момент лишения А.В.В. родительских прав находился в местах лишения свободы.

С ---- по ---- являлась воспитанницей <-->2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С ---- по ---- Кулапина Н.Ю., находясь на полном государственном обеспечении, воспитывалась в <--> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С ---- по ---- Кулапина Н.Ю. обучалась в <-->, также находясь на полном государственном обеспечении.

С ---- по ---- Кулапина Н.Ю. обучалась в <-->, а с ---- по ---- в <-->, где находилась как лицо, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на полном государственном обеспечении.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что жилая площадь за Кулапиной Н.Ю. не закреплена и в собственности не значится.

---- Кулапина Н.Ю. обратилась в администрацию г. Астрахани с заявлением, указав, что является лицом, их числа детей, оставшихся без попечения родителей и проживает в <-->, имея в нем регистрацию. Поскольку при приеме документов для постановки ее на учет в числе лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, в администрации Трусовского района г. Астрахани создана волокита, просила оказать помощь в жилье.

Жилищное управление администрации г. Астрахани 10 апреля 1998 года предоставило Кулапиной Н.Ю. на семью из одного человека право занятия жилого помещения маневренного фонда состоящего из одной комнаты по адресу: <--->.

---- в порядке обмена Кулапиной Н.Ю., предоставлено право вселения в комнату <--->, где она проживает по настоящее время.

Материалами дела установлено и сторонами не оспаривается, что Кулапину Н.Ю. в очередь как сироту на учет не поставили, и она продолжает обращаться в органы местного самоуправления для разрешения ее вопроса по существу. Подтверждением данного обстоятельства являются заявления, поданные 2003, 2005, 2006, 2007 годах.

Таким образом, Кулапина Н.Ю. относится к категории лиц, на которых распространяется действие Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Установив, что Кулапина Н.Ю. с 1980 года числится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного за ней жилого помещения не имеет, какого-либо другого жилого помещения на праве собственности не имеет, суд обоснованно пришел к выводу о том, что требования являются законными и обоснованными и обязал Правительство Астраханской области предоставить Кулапиной Н.Ю. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение общей площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Судебная коллегия находит вывод суда правильным, он основан на вышеуказанных нормах закона.

Выводы суда, вопреки доводам жалобы, соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, судом первой инстанции допущено не было.

Оснований для отмены состоявшегося судебного постановления по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

определила:

решение Кировского районного суда г. Астрахани от 17 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Астраханской области – без удовлетворения.