Суд обоснованно отказал в иске, т.к. в настоящем случае ответчик не является органом, осуществляющим выплату денежной компенсации за наем жилого помещения истцу, уволенному с военной службы.



судья Шамшутдинова Г.К. дело № 33-301/2012

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 января 2012 года г. Астрахань

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Баранова Г.В.,

судей Конышевой И.Н., Губернаторова Ю.Ю.,

при секретаре Чакиевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Конышевой И.Н. дело по кассационной жалобе Ситникова Е.В. на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 12 декабря 2011 года по иску Ситникова Евгения Владимировича к Военному комиссариату Астраханской области о взыскании денежной компенсации за поднаем жилого помещения,

установила:

Ситников Е.В. обратился в суд с иском Военному комиссариату Астраханской области, указав, что в связи с опубликованием и вступлением в законную силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 года №3-П он обратился к ответчику с письменным заявлением о выплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения за период с *** (с момента увольнения из рядов Вооруженных Сил РФ в связи с проведением организационно-штатных мероприятий) по ***, до обеспечения его и членов его семьи жилым помещением в соответствии с нормами жилищного законодательства.

*** он получил отказ в выплате денежной компенсации за поднаем жилья.

Считает, что своими действиями ответчик нарушил его конституционные права, в связи с чем просил суд признать действия ответчика незаконными, взыскать с Военного комиссариата Астраханской области денежную компенсацию за наем жилья в соответствии с нормами, определенными постановлением Правительства РФ от *** *** и приказом Минобороны РФ от *** *** за период с *** по *** включительно, из расчета 3 600 рублей за месяц, на общую сумму 48600 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей, расходы по оформлению доверенности в размере 700 рублей и транспортные расходы в размере 576 рублей.

В судебном заседании Ситников Е.В. не участвовал. Его представитель Рябикин А.Л. исковые требования поддержал.

Представитель Военного комиссариата Астраханской области Добрынина Н.К. иск не признала.

Решением Кировского районного суда г.Астрахани от 12 декабря 2011 года в удовлетворении исковых требований Ситникова Е.В. отказано.

В кассационной жалобе Ситников Е.В. ставит вопрос об отмене решения ввиду несоответствия изложенных в нем выводов суда обстоятельствам дела.

Заслушав докладчика, объяснения представителя истца Рябикина А.Н., поддержавшего кассационную жалобу, представителя Военного комиссариата Астраханской области Добрыниной Н.К., считавшей жалобу не подлежащей удовлетворению, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Из материалов дела следует, что Ситников Е.В. с *** числится в списках лиц, нуждающихся в постоянной жилой площади, и в едином реестре военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации.

Приказом командующего Каспийской Флотилии *** от ***, Ситников Е.В. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (п.п. «а» п. 2 ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы офицеров).

В обоснование требований истцом предоставлен договор найма жилого помещения от ***, подписанный им и Л., из которого следует, что Ситникову Е.В. во временное владение и пользование предоставлено жилое помещение в *** в ***. Из показаний Васильевой Л.И., данных в судебном заседании, следует, что денежных средств от зятя (Ситникова Е.В.) она не получала, он производил ремонт в квартире за счет средств по договору.

*** между ФГУ «Южное региональное управление обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и Ситниковым Е.В. заключен договор социального найма, по которому Ситникову Е.В. и членам его семьи в бессрочное владение и пользование предоставлена квартира по адресу: ***

*** Ситникову Е.В. отказано в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения.

В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона « О статусе военнослужащих» при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Решением Верховного суда Российской Федерации от 5 сентября 2008 года пункт 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года № 909, признано недействующим со дня вступления решения в законную силу в той мере, в какой на его основании предусмотрена возможность получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилья только гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенными с военной службы до 1 января 2005 года, которые претендуют на получение субсидий по государственным жилищным сертификатам.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 3 марта 2010 года №3-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», пункта 4 Постановления Правительства РФ «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» и пункта 1 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей» признан абзац второй пункта 14 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку содержащаяся в нем норма не препятствует признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до 1 января 2005 года.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 года №909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» установлено, что выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, и членам их семей, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения.

Дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска.

Согласно части 4 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходившим военную службу по контракту, имеющим общую продолжительность военной службы менее 20 лет и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без права на пенсию, в течение одного года после увольнения сохраняется выплата оклада по воинскому званию. Порядок выплаты оклада по воинскому званию определяется Правительством Российской Федерации.

Пункт 18 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" предусматривает, что военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, проходившим военную службу по контракту, имеющим общую продолжительность военной службы от 15 до 20 лет и уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями без права на пенсию в течение 5 лет выплачивается ежемесячное социальное пособие.

Выплата оклада по воинскому (специальному) званию производится Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (служба), и в котором военнослужащие проходили военную службу (службу) перед увольнением, в порядке, установленном этим федеральным органом исполнительной власти.

Поскольку выплата ежемесячного социального пособия производится Военным комиссариатом Астраханской области, не являющимся органом, в котором Ситников Е.В. состоит на пенсионном обеспечении, доводы жалобы в этой части являются необоснованными.

Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда и не являются основанием для отмены судебного решения.

Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

определила:

решение Кировского районного суда г. Астрахани от 12 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ситникова Евгения Владимировича - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: