Неизвещение об отказе включения молодой семьи в список участников программы Жилище на 2009 год не влечет правовых последствий, т.к. на момент формирования списков семья не соответствовала требованиям Правил предоставления субсидий на приобретение жилья.



Судья Мелихова Н.В. Дело № 33-226/2012

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 18 января 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Лавровой С.Е.

судей областного суда Шустовой Т.П., Сухачевой Т.Ю.

при секретаре Курбановой М.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шустовой Т.П. дело по кассационной жалобе Крючкова Е.В., Крючковой Ю.В. на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 11 ноября 2011 года по иску Крючкова Е.В., Крючковой Ю.В., действующей в своих интересах и интересах <...>, к администрации г. Астрахани о признании действий незаконными, понуждении пересмотреть номер очередности в списке участников подпрограммы,

УСТАНОВИЛА:

Истцы обратились в суд с иском к ответчику, указав, что на основании постановления администрации г. Астрахани № <...> от 24 июля 2008 года их семья признана нуждающейся в жилых помещениях и включена в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище на 2002 -2010 гг.». В 2011 году они выяснили, что их семья не была включена в список участников подпрограммы на 2009 года в связи с недостаточностью доходов для участия, в 2010 году - по причине отсутствия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение. О принятых решениях их письменно не уведомили и они не смогли предпринять меры по защите своих нарушенных прав. В последующем указанная программа продлена на 2011-2015 гг. и семьи, подавшие документы намного позже их, получили финансирование. Их семья включена в списки участников подпрограммы только в августе 2011 года под № <...>. Ответчиком нарушены их права. Просили обязать администрацию г. Астрахани в лице Управления по жилищной политике включить их семью составом 4 человека в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище на 2011-2015 гг.» по дате молодой семьи, признанной нуждающимися в улучшении жилищных условий, то есть с 24 июля 2008 года.

В последующем истцы уточнили заявленные требования, просили признать действия администрации г. Астрахани в лице Управления по жилищной политике неправомерными в силу нарушения п. 17 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285. Обязать пересмотреть номер их очередности в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище на 2011-2015 гг.» на 2012 год по дате признания их семьи нуждающейся, согласно Постановлению № <...> от 24 июля 2008 года.

В судебном заседании истец Крючкова Ю.В. и представитель истца Крючкова Е.B. - Личманова Н.К. уточненные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просили удовлетворить.

Представитель администрации г. Астрахани Тырнова Н.А. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.

Представитель третьего лица агентства по делам молодежи Астраханской области Шаметько И.В. полагала, что требования, изложенные в первом пункте, являются обоснованными, просила удовлетворить.

Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 11 ноября 2011 года в удовлетворении искового заявления Крючкова Е.В., Крючковой Ю.В., действующей в своих интересах и интересах <...>, к администрации г. Астрахани о признании действий незаконными и понуждении пересмотреть номер очередности в списке участников подпрограммы отказать в полном объеме.

В кассационной жалобе Крючкова Е.В., Крючковой Ю.В. ставится вопрос об отмене решения суда, поскольку судом не дана оценка доказательствам по делу, указывают, что были лишены права обжаловать действия по не включению в списки по программе «Обеспечение жильем молодых семей». Затягивание данного вопроса привело к тому, что они включены в списки под № <...>.

На заседание судебной коллегии не явились Крючков Е.В., ходатайств об отложении дела суду не представлено. Учитывая надлежащее извещение не явившегося лица, судебная коллегия в соответствии со статьей 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Заслушав докладчика, выслушав Крючкову Ю.В., представителя Крючкова Е.В. - Личманову Н.К., представителя третьего лица агентства по делам молодежи Астраханской области Шаметько И.В., поддержавших доводы жалобы, представителя администрации г. Астрахани Тырнову А.А., возражавшую против доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Данные Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675.

В соответствии с пунктом 5 Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение субсидии в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии.

В силу пункта 6 Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно пункту 15 Правил для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства наряду с другими документами - документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 г.; документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а при получении молодой семьей ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома - кредитный договор (договор займа) и справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).

Из материалов дела следует, что 26 марта 2008 года Крючков Е.В. обратился в администрацию г. Астрахани с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг. их молодой семьи в составе 3 человек: Крючков Е.В., его супруга Крючкова Ю.В. и <...>, к заявлению приложены необходимые документы.

Постановлением администрации г. Астрахани от 24 июля 2008 года за № <...> семья Крючкова Е.В. с составом 3 человека признана нуждающейся в жилых помещениях и принята на учет в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Астраханской области в 2006-2009 гг.». О принятом решении администрацией г. Астрахани в лице Управления по жилищной политике в адрес Крючкова Е.В. 28 июля 2008 года направлено письмо.

В список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2009 году, сформированный на 1 сентября 2008 года семья Крючковых не включена.

Согласно пункту 18 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются: а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил; б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

Судом первой инстанции установлено, что на момент формирования органом местного самоуправления списка молодых семей – участников подпрограммы на 2009 год наличие доходов семьи Крючковых либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии, подтверждено не было, что свидетельствует о несоответствии молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил.

В связи с чем, проверяя наличие оснований для признания семьи Крючковых участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», суд правомерно исходил из того, что на момент составления списка у них отсутствовали доходы либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, из чего сделал правомерный вывод, что семья Крючковых обоснованно не была включена в список участников программы.

В соответствии с пунктом 19 Правил повторное обращение с заявлением об участии в подпрограмме допускается после устранения оснований для отказа, предусмотренных в пункте 18 настоящих Правил.

Признавая необоснованными доводы истцов о бездействии со стороны администрации г. Астрахани, суд первой инстанции исходил из того, что не извещение о принятом решении не влечет для Крючковых правовых последствий, поскольку они не могли объективно устранить обстоятельства, послужившие основанием для не включения в список участников программы.

Из материалов дела следует, что 29 декабря 2008 года Крючковыми оформлен кредитный (ипотечный) договор на приобретение жилья; 29 апреля 2010 года за Крючковой Ю.В. зарегистрировано право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <...>, с ограничением в виде ипотеки в силу закона; ДД.ММ. 2010 года родился второй ребенок.

Судом установлено, что в 2009-2010 годах Крючковы с заявлением о включении в программу с учетом изменения семейного и имущественного положения не обращались, нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения указанного кредитного договора их семья в установленном порядке признана не была.

Между тем, в соответствии подпунктом «г» пункта 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» для участия в подпрограмме молодая семья обязана представить в орган местного самоуправления, в том числе свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 года.

По заявлению Крючкова Е.В. от 17 августа 2011 года постановлением администрации г. Астрахани № <...> от 24 августа 2011 года его семья в составе четырех человек признана имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и признана участницей указанной подпрограммы для получения социальной выплаты в 2012 году.

Отказывая в удовлетворении требований о пересмотре номера очередности по дате признания семьи нуждающейся в жилых помещениях, то есть с 24 июля 2008 года, районный суд исходил из положений пункта 21 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, согласно которому формирование списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, производится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года. Других исключений для включения в список и изменения очередности Правилами не предусмотрено.

Выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям закона и материалам дела, оснований для признания их неправильными у судебной коллегии не имеется.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.

Вопреки доводам кассационной жалобы, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства; установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам.

Поскольку доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Кировского районного суда г. Астрахани от 11 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Крючкова Е.В., Крючковой Ю.В. – без удовлетворения.