Судья Качкуркина О.В. Дело № 33-272/2012 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Астрахань 08 февраля 2012 года председательствующего Лавровой С.Е., судей Хаировой Д.Р., Усенко О.А. при секретаре Хоюровой Ю.П., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е. дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования «Сокрутовский сельсовет» на решение Ахтубинского городского суда Астраханской области от 01 декабря 2011 года по иску Ахтубинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Сокрутовский сельсовет» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования, установила: Ахтубинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с требованием к администрации муниципального образования «Сокрутовский сельсовет» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования по обеспечению надлежащего ремонта автомобильных дорог по ул. Советская от д. 1 до д. 219. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе обследования асфальтового покрытия автомобильных дорог в с. Сокрутовка по ул. Советская от д. 1 до д. 219 установлены нарушения требований пунктов 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р50597-93, повреждения дорожного покрытия на 1000 кв.м. составляет более 7,5 кв.м. Таким образом, администрация муниципального образования «Сокрутовский сельсовет» не обеспечивает надлежащий ремонт указанных автомобильных дорог, что создает угрозу безопасного дорожного движения, сохранению жизни, здоровья и имущества населения данного поселка. Просит признать незаконным бездействия администрации муниципального образования «Сокрутовский сельсовет», обязав администрацию муниципального образования «Сокрутовский сельсовет» произвести ямочный ремонт указанных автомобильных дорог, установив срок исполнения данного обязательства 1 месяц. В судебном заседании представитель истца Ахтубинского городского прокурора Никитин А.В. заявленные требования поддержал частично, просил удовлетворить заявленные требования без установления срока исполнения обязательства. Представитель администрации муниципального образования «Сокрутовский сельсовет» Бакунцева О.Ю. заявленные требования не признала. Решением Ахтубинского городского суда Астраханской области от 01 декабря 2011 года исковые требования удовлетворены. Суд признал незаконными бездействия администрации муниципального образования «Сокрутовский сельсовет» по обеспечению надлежащего ремонта автомобильных дорог по ул.Советская от д. 1 до д. 219 с. Сокрутовка Ахтубинского района Астраханской области и обязал администрацию муниципального образования «Сокрутовский сельсовет» привести автомобильные дороги по ул.Советская от д. 1 до д. 219 с. Сокрутовка Ахтубинского района Астраханской области в соответствие с требованиями пунктов 3.1.1, 3.1.2 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р.50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» - произвести ямочный ремонт по ул.Советская от д.1 до д. 219 с. Сокрутовка Ахтубинского района Астраханской области. В кассационной жалобе администрации муниципального образования «Сокрутовский сельсовет» ставится вопрос об изменении решения, поскольку администрация муниципального образования «Сокрутовский сельсовет» не является надлежащим ответчиком. Заслушав докладчика, объяснения главы администрации муниципального образования «Сокрутовский сельсовет» Бакунцевой О.Ю., мнение прокурора Петровой О.Н. о законности принятого решения, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к изменению решения суда. В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1). При реализации этих полномочий прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22). Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Согласно статье 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основополагающей задачей по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести: их последствий. Статьей 12 названного Федерального закона устанавливается, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Статьей 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» установлено, что дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Статьей 13 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значение; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. Статьями 13, 17 данного закона, пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования «Сокрутовский сельсовет» к вопросам местного значения муниципального образования относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов муниципального образования «Сокрутовский сельсовет», а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Автомобильная дорога по ул.Советская от д. 1 до д. 219 с. Сокрутовка Ахтубинского района Астраханской области распложена на территории населённого пункта муниципального образования «Сокрутовский сельсовет». Перечень и допустимые условия обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов, других населенных пунктов установлены Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дорога и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятого постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 ноября 1993 года № 221. В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. В результате проведения государственным инспектором ДН МОБ Ахтубинского района проверки содержания дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, при обследовании дороги между домами 1 и 219 по ул.Советской, с. Сокрутовка Ахтубинского района Астраханской области установлено, что в нарушение норм ГОСТа на данном участке дороги имеются множественные выбоины, на проезжей части дороги отсутствует тротуар, освещение. Наличие повреждений и нарушений в указанном месте проезжей части ответчиками не опровергнуто. С учетом указанных норм и установленных обстоятельств, суд правомерно удовлетворил заявленные требования, поскольку ответчик не обеспечивает надлежащее содержание автомобильной дороги, что создает угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью, имуществу неопределенного круга лиц. Довод жалобы администрации о том, что они не являются надлежащими ответчиками по данному спору несостоятелен, так как обязанность по принятию данной автомобильной дороги на баланс, а также по обеспечению надлежащего ее состояния администрацией муниципального образования «Сокрутовский сельсовет» на сегодняшний день не выполнена, тогда как она предусмотрена вышеуказанными нормативными правовыми актами. С учетом изложенного, оснований для отмены принятого решения не имеется. Руководствуясь статьями 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда определила: решение Ахтубинского городского суда Астраханской области от 01 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования «Сокрутовский сельсовет» - без удовлетворения.
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе: