Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации обращения.



судья Иванова О. А. дело № 33 - 619/2012

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 22 февраля 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Баранова Г. В.,

судей областного суда: Губернаторова Ю. Ю., Сорокиной О. А.,

при секретаре Лесниковой М. А.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Баранова Г. В. дело по кассационной жалобе Агентства по управлению государственным имуществом по Астраханской области на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 20 декабря 2012 года по делу по заявлению Сагировой О.Г. об оспаривании бездействия Агентства по управлению государственным имуществом по Астраханской области,

установила:

Сагирова О. Г. обратилась в Кировский районный суд г. Астрахани с заявлением об оспаривании бездействия агентства по управлению государственным имуществом по Астраханской области, мотивировав их тем, что является собственником земельного участка , расположенного по адресу Астраханская область, Наримановский район, садоводческое товарищество « П. ». Указанный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и не включен в границы населенного пункта. Но по факту в данном садоводческом товариществе « П. » практически уже на всех участках имеются капитальные строения, используемые гражданами как жилые дома, части из которых уже присвоены адреса и признано право собственности как на жилые дома. К тому же в утвержденном генплане Астраханской области, территория, на которой расположено в садоводческом товариществе « П. » и земельный участок заявительницы, уже включена в границы населенного пункта. Летом 2011 года, Сагирова О. Г., собрав все необходимые документы, обратилась в администрацию муниципального образования « Старокучергановский сельсовет » с заявлением о включении участка в границы населенного пункта. В свою очередь администрация муниципального образования « Старокучергановский сельсовет », приложив все документы, перенаправила ее заявление вице-губернатору Председателю Правительства Астраханской области. Письмом от 27 сентября 2011 года агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области сообщило Сагировой О. Г., что из представленной схемы расположения земельного участка просматривается чересполосица, которая препятствует включению земельного участка в границы с. Старокучергановка. С данным ответом Сагирова О. Г. не согласна, в связи с чем, просила признать отказ агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области о включении земельного участка , расположенного по адресу: Астраханская область, Наримановский район, садоводческое товарищество « П. », кадастровый номер <данные изъяты> в границы с. Старокучергановка, расположенного на территории муниципального образования « Старокучергановский сельсовет », Наримановского района Астраханской области, незаконным.

Впоследствии Сагирова О. Г. требования уточнила, просила суд признать отказ агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области о включении земельного участка , расположенного по адресу: Астраханская область, Наримановский район, садоводческое товарищество « П. », кадастровый номер <данные изъяты> в границы с. Старокучергановка, расположенного на территории муниципального образования « Старокучергановский сельсовет », Наримановского района Астраханской области, незаконным. Обязать агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области включить земельный участок , расположенный по адресу: Астраханская область, Наримановский район, садоводческое товарищество « П. », кадастровый номер <данные изъяты> в границы населенного пункта с. Старокучергановка, расположенного на территории муниципального образования « Старокучергановский сельсовет », Наримановского района Астраханской области.

Сагирова О. Г. просила суд признать незаконным бездействие агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области по не рассмотрению заявления Сагировой О. Г. о включении земельного участка , расположенного по адресу: Астраханская область, Наримановский район, садоводческое товарищество « П. » кадастровый номер <данные изъяты> в границы с. Старокучергановка Наримановского района Астраханской области. Обязать агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области рассмотреть заявление Сагировой О. Г. и принять мотивированное решение.

В судебное заседание заявитель Сагирова О. Г. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, от представителя заявителя Вихляевой Е. В. поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области Корнилкина А. В. просила отказать в удовлетворении заявления. Представители администрации муниципального образования « Старокучергановский сельсовет », Министерства строительного и дорожного хозяйства Астраханской области, ФБУ « Кадастровая палата » в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, судом принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.

Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 20 декабря 2011 года признано незаконным бездействие агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области по не рассмотрению заявления Сагировой О. Г. о включении земельного участка , расположенного по адресу: Астраханская область, Наримановский район, садоводческое товарищество « П. » кадастровый номер <данные изъяты> в границы с. Старокучергановка, Наримановского района Астраханской области. Суд обязал агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области рассмотреть заявление Сагировой О. Г. о включении земельного участка , расположенного по адресу: Астраханская область, Наримановский район, садоводческое товарищество « П. » кадастровый номер <данные изъяты> в границы с. Старокучергановка, Наримановского района Астраханской области и принять мотивированное решение по существу требования.

В кассационной жалобе представитель агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области Ирижепов Р. Б. ставит вопрос об отмене решения суда и просит отказать в удовлетворении заявления Сагировой О. Г., по основаниям их необоснованности и незаконности, ввиду нарушения норм материального и процессуального права. Указывает в жалобе, что агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области не принимало решение об отказе Сагировой О. Г. во включении земельного участка, а лишь возвратило заявление. Основанием для этого явилось возвращение администрации муниципального образования « Старокучергановский сельсовет » заключения о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы с. Старокучергановка, так как в представленных документах просматривалась чересполосица.

На заседание судебной коллегии заявитель Сагирова О. Г., представитель администрации муниципального образования « Старокучергановский сельсовет », Министерства строительного и дорожного хозяйства Астраханской области, ФБУ « Кадастровая палата » не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом и заблаговременно, с учетом данного обстоятельства и в силу статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, а также при участии в деле представителя заявителя Вихляевой Е. В..

Заслушав докладчика, представителя агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области - Башмакова Н. М., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя заявителя - Вихляеву Е. В., возражавшую относительно жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

К такому выводу судебная коллегия пришла из следующего.

Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 2) перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Из Положения об агентстве по управлению государственным имуществом Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 01 апреля 2009 года № 127-П следует, что агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области (далее - агентство) является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, осуществляющим функциональное регулирование в сферах имущественных и земельных отношений, управления и распоряжения объектами, находящимися в государственной собственности Астраханской области, в том числе водными объектами, а также правоприменительные функции и оказание государственных услуг. Агентство находится в ведении Правительства Астраханской области. Агентство осуществляет полномочия в области управления и распоряжения земельными ресурсами и водными объектами: формирует пакет документов для принятия решения об отнесении земель к категориям и осуществления перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

Разрешая дело и принимая решение об удовлетворении заявления Сагировой О. Г., суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области бездействия, выразившегося в не рассмотрении в соответствии с требованиями Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ « О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации » заявления Сагировой О. Г..

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ « О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации » письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Согласно части 2 этой статьи в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 этого Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Пункт 4 части 1 статьи 10 Закона устанавливает, что на обращение должен быть дан письменный ответ по существу поставленных вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11.

Судом установлено, что Сагирова О. Г. является собственником земельного участка , расположенного по адресу: Астраханская область, Наримановский район, садоводческое товарищество « П. ».

Данный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и не включен в границы населенного пункта.

Летом 2011 года, Сагирова О. Г., собрав документы, в том числе и заключение о возможности и целесообразности включения ее земельного участка в границы с. Старокучергановка Наримановского района Астраханской области, обратилась в администрацию муниципального образования « Старокучергановский сельсовет » с заявлением о включении ее участка в границы населенного пункта.

Администрация муниципального образования « Старокучергановский сельсовет » 27 июня 2011 года перенаправила заявление Сагировой О. Г. вице-губернатору председателю Правительства Астраханской области.

Руководитель агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области возвратил главе администрации муниципального образования « Старокучергановский сельсовет » заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы с. Старокучергановка, а также приложенные к нему документы, на основании письма от 27 сентября 2011 года .

Мотивом принятия указанного решения явилось то, что в представленных документах, в том числе схеме расположения земельного участка просматривается чересполосица, которая препятствует включению земельного участка в границы с. Старокучергановка, в силу части 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.

Глава администрации муниципального образования « Старокучергановский сельсовет » Я. сообщил Сагировой О. Г. об отказе агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области рассмотреть заключение о возможности перевода земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов.

В ходе судебного разбирательства из объяснений представителя агентства по управлению государственным имуществом, установлено, что письмо не является отказом о включении земельного участка в границы муниципального образования, в данном случае письмо являлось промежуточным документом, в соответствии с которым заявителю необходимо было предоставить дополнительный пакет документов. Решение о включении или об отказе во включение земельного участка в границы муниципального образовании оформляется в форме распоряжения Правительства Астраханской области, которое до настоящего времени не подготовлено и не принято.

Между тем, в силу требований Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ « О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации » обращение Сагировой О. Г. о включении ее земельного участка в границы с. Старокучергановка Наримановского района Астраханской области, агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области по существу не рассмотрено, заявителю не дан в установленной законом форме и сроки ответ, чем нарушены ее законные права и интересы.

Суд первой инстанции, основываясь на Положении об агентстве по управлению государственным имуществом Астраханской области, нормах Федерального закона « О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации » пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления Сагировой О. Г., поскольку установлено бездействие исполнительного органа государственной власти Астраханской области в части рассмотрения обращения заявителя.

Судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на представленных доказательствах и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Доводы, приведенные представителем в суде кассационной инстанции об ином порядке рассмотрения мотивированного заявления Сагировой О. Г. о включении ее земельного участка в границы с. Старокучергановка, который установлен статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ « О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации », то есть о невозможности рассмотрения такого рода заявления в соответствии с требованиями Федерального закона « О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации », основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

Согласно статье 1 Федерального закона « О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации » настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Кроме того, согласно пункту 16 статье 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ « О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации » срок согласования органами, предусмотренными частью 14 настоящей статьи, заявления о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка не может превышать один месяц с даты поступления документов, указанных в части 13 настоящей статьи.

При этом, законом установлено, что исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные частью 14 настоящей статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.

Анализируя нормы Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ « О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации » и Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ « О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации » судебная коллегия полагает, что агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области не соблюдены требования действующего законодательства в области рассмотрения обращения заявителя Сагировой О. Г. и срок его рассмотрения.

Защита прав и свобод человека, установление и обеспечение надлежащего функционирования правовых механизмов, гарантирующих их реализацию, составляют сферу деятельности исполнительного органа государственной власти Астраханской области в области имущественных и земельных отношений, а поэтому, они должны обеспечиваться в полном мере и в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Однако, как следует из совокупности материалов дела, на мотивированное обращение Сагировой О. Г. письменного ответа по существу поставленных требований агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области не дано, а принято решение о возвращении заключения муниципального органа о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы с. Старокучергановка.

В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда, как и не приведено мотивов, которые в соответствии со статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены решения суда.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно и установлены на основании доказательств, признанных судом при их оценке достаточными, выводы суда вытекают из фактических обстоятельств, решение вынесено в соответствии с нормами материального права, регулирующими рассматриваемое правоотношение, и с соблюдением норм процессуального права.

Основные доводы жалобы сводятся к повторению позиции по делу и несогласию с выводами суда. Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по указанным доводам.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда г. Астрахани от 20 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Агентства по управлению государственным имуществом по Астраханской области - без удовлетворения.