нарушения администрацией МО `Камызякский район` требований законодательства, влечет за собой нарушение прав детей дошкольного возраста на общедоступное бесплатное дошкольное образование.



Судья Сидорова Е.А. Дело № 33-981/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Астрахань 28 марта 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Лавровой С.Е.,

судей областного суда Хаировой Д.Р., Сорокиной О.А.,

при секретаре Курбановой М.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хаировой Д.Р. дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области на решение Камызякского районного суда Астраханской области от 19 января 2012 года по заявлению прокурора Камызякского района Астраханской области о признании незаконным бездействия муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Камызякского района Астраханской области обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации МО «Камызякский район» Астраханской области незаконным, указав в его обоснование следующее.

Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства доступности дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях района и установлено, что на территории муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области проживает 4278 детей в возрасте от 0 до 7 лет, посещают дошкольные учреждения 1530 детей. В сельских поселениях района <адрес> проживает 164 ребенка, однако детские дошкольные учреждения отсутствуют.

Из-за отсутствия свободных мест 323 ребенка, стоящие в очереди, в том числе по льготным категориям 31 ребенок, не могут посещать дошкольные учреждения и лишены возможности получения первоначального бесплатного образования.

На основании изложенного, прокурор просит признать бездействие муниципального образования «Камызякский район», выразившееся в не устранении нарушений законодательства об образовании по обеспечению общедоступности дошкольного образования незаконным, обязать администрацию муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области принять исчерпывающие меры по открытию недостающего количества мест в дошкольных учреждениях на территории Камызякского района Астраханской области и разработать программу реализации мер по развитию сети дошкольных учреждений.

В связи с отказом прокурора района от части требований, на основании определения суда производство по делу прекращено в части возложения на администрацию обязанности разработать программу реализации мер по развитию сети дошкольных учреждений.

В судебном заседании помощник прокурора заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель администрации МО «Камызякский район» по доверенности Емелина А.А. в судебном заседании заявленные требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.

Решением Камызякского районного суда Астраханской области заявление прокурора удовлетворено.

В апелляционной жалобе представитель админи­страции муниципального образования «Камызякский район» ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его необоснованности и незаконности, несоответствия фактическим обстоятельствам дела. Суд не учел, что открытие недостающих мест в дошкольных учреждениях муниципального района требует значительных финансовых затрат. Объем финансирования из бюджета района на развитие системы дошкольного образования в районе на 2010 – 2012 гг. является достаточным, что позволило открыть дополнительные места в дошкольных учреждениях.

Выслушав докладчика, представителя администрации МО «Камызякский район» Астраханской области по доверенности Емелину А.А., поддержавшую доводы жалобы, прокурора Петрову О.Н., полагавшую жалобу необоснованной, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Положениями части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» предусмотрено, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Согласно статье 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования, создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений.

Аналогичные положения закреплены в п.11 ч.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.

Материалами дела установлено, на территории муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области проживает 4278 детей в возрасте от 0 до 7 лет. Количество детей в возрасте до 7 лет, не посещающих детские дошкольные учреждения из-за отсутствия свободных мест, по району насчитывается 323, из них 164 ребенка находятся на территории, где отсутствуют детские сады – <адрес>. Услугами детского дошкольного образования не охвачены 986 детей. В сельской местности существующие детские сады требуют капитального ремонта и ввод в эксплуатацию пустующих помещений в поселениях района <адрес> Для ликвидации очередности возникает необходимость в строительстве новых зданий детских садов. Данные обстоятельства подтверждаются письмами отдела образования администрации МО «Камызякский район» Астраханской области № 02/2866 от 9 августа 2010 года, № 1853 от 6 декабря 2011 года.

В июле 2010 года прокуратурой Камызякского района Астраханской области в адрес главы администрации МО «Камызякский район» вынесено представление об устранении нарушений законодательства о дошкольном образовании, однако выявленные в 2010 году нарушения до настоящего времени не устранены.

Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая определила, что демографическая политика направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране. В связи с реализацией дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей запланированы меры по обеспечению потребностей семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных), повышения доступности и качества их услуг, в том числе на основе принятия стандартов оказываемых услуг, стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста. Предусматривается разработать специальные меры по развитию инфраструктуры дошкольного образования, обеспечению местами в дошкольных образовательных учреждениях.

Разрешая дело, районный суд исходил из того, что администрацией МО «Камызякский район» Астраханской области не принимаются достаточные меры по созданию мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в дошкольном образовании и состоящих на очереди в дошкольные образовательные учреждения.

Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о нарушение вышеуказанных требований законодательства, что влечет за собой нарушение прав детей дошкольного возраста на общедоступное бесплатное до­школьное образование.

На территории Камызякского района Астраханской области в период с 2010 года по настоящее время численность детей, не охваченных услугами дошкольного образования, не сокращается и состоящими в очереди значатся 323 ребенка, в том числе дети семей льготной категории.

Доводы жалобы о том, что открытие недостающего количества мест в дошкольных учреждениях муниципального района требует значительных финансовых затрат, бюджет МО «Камызякский район» на 2012 год утвержден и денежные средства определены, не могут быть признаны состоятельными, поскольку организация предоставления дошкольного образования относится к вопросам местного значения муниципального района и администрация МО «Камызякский район» должна была предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению вместимости существующих образовательных учреждений.

На основании изложенного судебная коллегия считает, что районным судом, решение вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона и оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Камызякского районного суда Астраханской области от 19 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области – без удовлетворения.