Судья Финникова Е.А. № 33-1328/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Астрахань 25 апреля 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе: председательствующего судьи Шустовой Т.П. судей областного суда Степина А.Б., Хаировой Д.Р. при секретаре Хоюровой Ю.П., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шустовой Т.П. дело по апелляционным жалобам администрации муниципального образования «Икрянинский район», Министерства образования и науки Астраханской области на решение Икрянинского районного суда Астраханской области от 9 февраля 2012 года по гражданскому делу по иску прокурора Икрянинского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации МО «Икрянинский район» Астраханской области незаконным и возложении обязанности устранения нарушения прав на получение общедоступного дошкольного образования, УСТАНОВИЛА: Прокурор Икрянинского района Астраханской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации МО «Икрянинский район» Астраханской области незаконным и возложении обязанности устранить нарушения законодательства об образовании, указав, что прокуратурой района в результате проверки установлено, что на территории МО «Икрянинский район» Астраханской области по состоянию на 30 ноября 2011 года функционирует 23 образовательных учреждения, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Численность детей, охваченных дошкольным образованием в Икрянинском районе, составляет 1940, тогда как 1250 детей в возрасте до 7 лет, проживающих на территории МО «Икрянинский район», лишены возможности на первоначальное бесплатное дошкольное образование, гарантированное Конституцией РФ. Постановлением Главы МО «Икрянинский район» от 5 ноября 2008 года № 1063 утверждена Районная целевая программа «Развитие системы дошкольного образования в Икрянинском районе на 2009- 2011 годы», в ходе реализации которой до завершения 2011 года будет открыто дополнительно три дошкольных группы на 65 мест. Постановлением администрации МО «Икрянинский район» от 15 августа 2011 года № 684п утверждена Районная целевая программа «Развитие системы дошкольного образования в Икрянинском районе на 2012-2014 годы», ожидаемый конечный результат реализации которой - увеличение до 80 % охвата детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, не посещающих 1 класс, вариативными формами дошкольного образования. Таким образом, в ходе реализации программы и по ее окончании в 2014 году 20 % детей дошкольного возраста будут лишены возможности на первоначальное бесплатное дошкольное образование. Отсутствие необходимого количества дошкольных образовательных учреждений, непринятие администрацией МО «Икрянинский район» действенных мер, направленных на расширение их сети, является нарушением гарантированных Конституцией РФ и действующим федеральным законодательством прав детей на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Прокурор просил суд обязать администрацию МО «Икрянинский район» Астраханской области устранить нарушения законодательства об образовании и принять исчерпывающие меры по предоставлению бесплатного дошкольного образования детям дошкольного возраста путем создания дополнительных мест на территории МО «Икрянинский район» для детей, нуждающихся в дошкольном образовании и состоящих в очереди в дошкольных образовательных учреждениях в срок до 1 августа 2012 года. В судебном заседании участвующий в деле прокурор поддержала заявленные требования. Глава МО «Икрянинский район» Блинков А.Ю., представители администрации МО «Икрянинский район» Астраханской области Писарева Н.А., Бутузова Н.Г., Гельблих И.А. заявленные прокурором требования не признали. Представитель Министерства образования и науки Астраханской области в судебное заседание не явился, направил возражения, в которых с заявлением прокурора не согласился, просил суд производство по делу прекратить. Решением Енотаевского районного суда Астраханской области от 9 февраля 2012 года заявление прокурора Икрянинского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации МО «Икрянинский район» Астраханской области незаконным и возложении обязанности устранения нарушения прав на получение общедоступного дошкольного образования удовлетворено. Признано незаконным бездействие администрации МО «Икрянинский район» Астраханской области, выразившееся в непринятии мер по предоставлению бесплатного дошкольного образования детям дошкольного возраста. Суд обязал администрацию МО «Икрянинский район» Астраханской области устранить нарушения законодательства об образовании и принять исчерпывающие меры по предоставлению бесплатного дошкольного образования детям дошкольного возраста путем создания дополнительных мест на территории МО «Икрянинский район» для детей, нуждающихся в дошкольном образовании и состоящих в очереди в дошкольных образовательных учреждениях в срок до 1 августа 2012 года. В апелляционной жалобе администрации МО «Икрянинский район» ставится вопрос об отмене решения суда ввиду незаконности и необоснованности, указано, что бездействие в понимании постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 отсутствует. Администрация содержит 9 дошкольных учреждений, 11 учреждений, осуществляющих дошкольное образование, в период 2007-2011 годов открыты дополнительные группы в дошкольных образовательных учреждениях, ведется работа по возвращению в муниципальную собственность зданий бывших детских садов. Удовлетворяя требования прокурора, суд вмешивается в деятельность органов исполнительной власти, что является недопустимым. В резолютивной части решения не указано, какого типа учреждения, где именно, в каком количестве, за счет каких средств должны создаваться дополнительные места на территории МО «Икрянинский район». В апелляционной жалобе Министерство образования и науки Астраханской области ставит вопрос об отмене решения суда и прекращении производства по делу, указывая на отсутствие полномочий прокурора на обращение в суд в интересах значительного круга лиц, к которому относятся дети дошкольного возраста, нуждающиеся в получении дошкольного образования на территории МО «Икрянинский район». Кроме того, считает, что доказательств в подтверждение факта бездействия муниципального органа прокурором представлено не было. На заседание судебной коллегии представитель Министерства образования и науки Астраханской области не явился, ходатайств об отложении дела не представлено. Учитывая надлежащее извещение не явившегося лица, судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в его отсутствие. Заслушав докладчика, выслушав представителей МО «Икрянинский район» Блинкова А.Ю., Писареву Н.А., поддержавших доводы жалобы, прокурора Петрову О.Н., возражавшую против доводов жалоб, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции приходит к следующему. В соответствии с частями 1, 2 статьи 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования (часть 3 статьи 5 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании»). Частью 3 статьи 18 Закона РФ «Об образовании» установлено, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Из этого следует, что органы местного самоуправления обязаны создавать муниципальные образовательные учреждения. Судом установлено, что прокуратурой Икрянинского района Астраханской области проведена проверка соблюдения законодательства об образовании в части доступности дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях Икрянинского района, в ходе которой установлено отсутствие необходимого количества дошкольных образовательных учреждений. Так, на территории МО «Икрянинский район» функционируют 23 образовательных учреждения, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, численность детей, охваченных дошкольным образованием в Икрянинском районе, составляет 1940, численность детей, нуждающихся в дошкольном образовании, но такими местами не обеспеченные (очередность), составляет 1250 детей (из них 600 детей в возрасте от 0 до 1,5 лет). Учитывая, что спрос на дошкольное образование в Икрянинском районе на текущее время превышает предложения в значительной степени (650 детей), а принятые администрацией МО «Икрянинский район» программы по развитию системы дошкольного образования предусматривают конечную цель реализации - увеличение лишь до 80 % охвата детей в возрасте от 1,5 лет до 7 лет, не посещающих 1 класс, вариативными формами обучения, а возможный срок реализации указанной программы - только 2014 год, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора о признании незаконным бездействия администрации МО «Икрянинский район» Астраханской области. Возлагая обязанность по устранению нарушения прав на получение общедоступного дошкольного образования, суд первой инстанции исходил из того, что согласно статье 15 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статье 12 Устава МО «Икрянинский район» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. Суд апелляционной инстанции находит выводы районного суда в данной части законными и обоснованными. Доводы апелляционных жалоб о том, что суд, принимая решение, не вправе был вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, противоречит положениям статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ, в соответствии с которыми заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, а также положениям статьи 46 Конституции РФ, предусматривающие право каждого на судебную защиту прав и свобод. Судебная коллегия считает также несостоятельными доводы жалобы об отсутствии полномочий прокурора на обращение в суд с заявленными требованиями, поскольку из материалов дела усматривается, что обращение в суд обусловлено необходимостью защиты прав несовершеннолетних детей, т.е. категории граждан, особо нуждающихся в социальной правовой защите, что согласуется с предоставленными частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурору полномочиями. Иные доводы жалоб на правильность принятого решения не влияют, основаниями для его отмены являться не могут. В случае неясности решения лица, участвующие в деле, вправе обратиться в суд, принявший его с заявлением о разъяснении решения. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб судебная коллегия не находит, так как суд с достаточной полнотой исследовал материалы дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, установил обстоятельства, имеющие значение для дела, свои выводы мотивировал, правильно определил материальный закон, подлежащий применению к возникшим правоотношениям и правильно его применил. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены решения, судом допущено не было. Вместе с тем, учитывая характер дела, а также то, что создание дополнительных мест для детей, нуждающихся в дошкольном образовании и состоящих в очереди в дошкольных образовательных учреждениях требует объективных временных затрат, суд апелляционной инстанции, исходя из разъяснений постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», считает подлежащим исключению из резолютивной части решения указание суда о сроке исполнения обязанности об устранении нарушений законодательства об образовании и принятии исчерпывающих мер по предоставлению бесплатного дошкольного образования детям дошкольного возраста путем создания дополнительных мест на территории МО «Икрянинский район» для детей, нуждающихся в дошкольном образовании и состоящих в очереди в дошкольных образовательных учреждениях. С учетом указанных положений судебная коллегия не усматривает необходимости в указании срока исполнения обязательств, определенных в решении суда. Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, О П Р Е Д Е Л И Л А: решение Икрянинского районного суда Астраханской области от 9 февраля 2012 года оставить без изменения, исключив из резолютивной части решения указание о сроке исполнения обязанности об устранении нарушений законодательства об образовании и принятии исчерпывающих мер по предоставлению бесплатного дошкольного образования детям дошкольного возраста путем создания дополнительных мест на территории МО «Икрянинский район» для детей, нуждающихся в дошкольном образовании и состоящих в очереди в дошкольных образовательных учреждениях в срок до 1 августа 2012 года, апелляционные жалобы администрации муниципального образования «Икрянинский район», Министерства образования и науки Астраханской области оставить без удовлетворения.