Решение суда о включении в подсчет льготного стажа периода прохождения службы в ВС СССР, признано законным, поскольку представлены доказательства осуществления педагогической деятельности и выработки 2/3 педагогического стажа.



Судья Курлюк И.Н. дело № 33-1542/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ


г. Астрахань 23 мая 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Костиной Л.И.

судей областного суда: Лапшиной Л.Б. и Белякова А.А.

при секретаре: Пустынниковой В.Ю.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Белякова А.А. дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе Астраханской области на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 29 марта 2012 года по гражданскому делу по иску Редькина П.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе Астраханской области о назначении досрочной пенсии,

УСТАНОВИЛА:

Редькин П.Н. обратился в суд с иском, указав, что протоколом Государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе Астраханской области (ГУ-УПФ РФ в Ахтубинском районе) № 11 от 6 февраля 2012 года ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей по причине отсутствия требуемого стажа. Из подсчёта льготного стажа исключены периоды работы в должности старшего пионервожатого, организатора внеклассной и внешкольной работы в гимназии , периоды прохождения службы по призыву в Вооруженных Силах РФ, учебных отпусках, курсах повышения квалификации, командировке, отпуске по обмену культурной программой. Считает отказ в назначении пенсии незаконным, с учётом уточнения иска, просил суд включить оспариваемые периоды в специальный стаж, назначить пенсию со дня обращения за ней в Пенсионный фонд, то есть с ..года.

В судебном заседании Редькин П.Н. иск поддержал, представители ГУ - УПФ РФ в Ахтубинском районе Перова Е.В., Степаненко Н.В. иск не признали.

Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 29 марта 2012 года иск Редькина П.Н. удовлетворен частично.

В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в Ахтубинском районе ставит вопрос об отмене решения суда, указав, что периоды прохождения срочной службы в Вооруженных Силах СССР включению в подсчёт льготного стажа не подлежат, поскольку на 1 октября 1993 года им не выработано 2/3 педагогического стажа. Решение суда в части включения в специальный стаж периода работы в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в гимназии незаконно, так как должность не поименована соответствующим Списком. Действующее законодательство не предусматривает включение в стаж, дающий право на досрочное назначение

трудовой пенсии по старости педагогическим работникам, время нахождения на курсах повышения квалификации, командировках, отпуске по обмену культурной программой, учебных отпусках.

На заседание судебной коллегии Редькин П.Н. не явился, о слушании дела извещен, об отложении рассмотрения жалобы ходатайств не представил, при указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав докладчика, объяснение представителя ГУ-УПФ РФ в Ахтубинском районе Перовой Е.В., поддержавшей доводы жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, назначается лицам, не менее 2 5 лет осуществля вшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Из материалов дела следует, что протоколом ГУ- УПФ РФ в Ахтубинском районе № 11 от 6 февраля 2012 года Редькину П.Н. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность, в связи с отсутствием требуемого стажа. Из подсчета специального стажа исключен период прохождения службы по призыву с 29 июня 1987 года по 19 мая 1989 года, так как служба в Вооруженных Силах СССР не поименована соответствующим Списком; периоды нахождения в учебных отпусках с ..года по ..года, с ..года по ..года, с ..года по ..года, со ..года по ..года, с ..года по ..года, со ..года по ..года, с ..года по ..года, со ..года по ..года, с ..года по ..года, на курсах повышения квалификации с ..года по ..года, с ..года по ..года, с ..года по ..года, в отпуске по обмену культурной программой с ..года по ..года, а также в командировке с ..года по ..года как не предусмотренные действующим законодательством; периоды работы в должности старшего пионервожатого в гимназии с ..года по ..года, с ..года по ..года, с ..года по ..года, с ..года по ..года, со ..года по ..года, в должности организатора в гимназии с ..года по ..года, с ..года по ..года, с ..года по ..года, с ..года по ..года, поскольку данные должности не поименованы Списками должностей.

Удовлетворяя исковые требования Редькина П.Н., суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что характер трудовой деятельности истца подчинен целям и задачам педагогики и образования, что является юридически значимым обстоятельством для назначения истцу пенсии ранее установленного возраста.

Доводы апелляционной жалобы о том, исключение в специальный стаж периода службы в Вооруженных Силах СССР противоречат действующему законодательству, судебная коллегия находит несостоятельным по следующим основаниям.

При разрешении заявленных требований районный суд правильно указал на то, что на момент прохождения военной службы истца действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, которым утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

Согласно п.1 указанного Положения, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР, при условия, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию,

Истец начал педагогическую деятельность с 1 сентября 1985 года в должности учителя математики, что подтверждается записью в трудовой книжке. Факт прохождения Редькиным П.Н. службы в Вооруженных Силах СССР с 29 июня 1987 года по 19 мая 1989 года подтверждается копией военного билета.

Удовлетворяя исковые требования в этой части, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований, поскольку на момент обращения истца в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано более 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии.

Судебная коллегия находит правильным вывод районного суда о включении в педагогический стаж периодов работы истца в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в гимназии .

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 10 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 работа в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми засчитывается в стаж работы за период до 1 ноября 1999 года.

Из содержания справки, представленной директором МАОУ <> от ..года, истец с ..года по ..года, с ..года по ..года, с ..года по ..года, с ..года по ..года работал в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в средней школе на одну ставку.

Доводы жалобы о том, что период работы истца в должности организатора не может быть включен в подсчет специального стажа для назначения льготной пенсии, поскольку данная должность не поименована Списками, утвержденными постановлениями Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года и № 463 от 6 сентября 1991 года, являются несостоятельными, так как Редькин П.Н. работал в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в средней общеобразовательной школе до 1 ноября 1999 года.

Кроме того, в оспариваемый период у истца имелась и педагогическая нагрузка, что также дает ему право на включение данного периода в подсчет специального стажа, поскольку пунктом 4 вышеуказанных Правил предусмотрено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке (школы всех наименований), засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).

Решение суда в части включения в подсчет льготного стажа периодов работы Редькина П.Н. в должности старшего пионервожатого в средней общеобразовательной школе законно и обоснованно по следующим основаниям.

Учреждение, в котором работал истец в указанные периоды работы, значится в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463.

Согласно п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

В периоды работы Редькина П.Н. с ..года по ..года, с ..года по ..года, с ..года по ..года, с ..года по ..года, со ..года по ..года в должности старшего пионервожатого в средней общеобразовательной школе действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в соответствии с п. 2 положения которого, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что Редькин П.Н. имеет право на зачет периодов его работы в указанной выше должности в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о его праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило истца в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать его законно возникшее право.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Учитывая, что характер трудовой деятельности Редькина П.Н. связан с педагогической деятельностью суд первой инстанции законно удовлетворил требования о включении периодов нахождения в учебных отпусках.

Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и ст.28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу ст. 173 Трудового кодекса РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы в специальный стаж, кроме периодов работы, включаются таюке периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Таким образом, при установлении факта обучения истца в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении и предоставлении ему дополнительных отпусков с сохранением средней заработной платы, с которой уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд, включение учебных отпусков в специальный стаж законно.

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации, командировке, отпуске по обмену культурной программой судом первой инстанции также обоснованно включены в подсчет льготного стажа, поскольку являются периодами работы с сохранением истцу средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Судебная коллегия находит, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, и применен закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным.

Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 29 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного Учреждения -Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе Астраханской области - без удовлетворения.