Суд пришел к правильному выводу об отказе в иске,так как отсутствует спор о праве.Лица, которых истец просит признать членами семьи нанимателя, уже являются таковыми, поскольку вселены и проживают с ним в служебном жилом помещении с согласия наймодателя



Судья Гринина Н.А. Дело №33- 1714/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 6 июня 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Конышевой И.Н.

судей областного суда Усенко О.А., Егоровой И.В.

при секретаре Харченко Г.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Усенко О.А.

дело по апелляционной жалобе Гарматенко А.В.

на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 18 апреля 2012 года

по исковому заявлению Гарматенко А.В. к администрации МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» о признании членом семьи нанимателя служебного жилого помещения,

УСТАНОВИЛА:

Гарматенко А.В. обратился в суд с иском к администрации МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области», указав, что является нанимателем служебного жилого помещения по адресу: <адрес> предоставленного ему в связи с прохождением военной службы по контракту на состав семьи, включая его, супругу Г. Л.А., сына С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочь жены А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В настоящее время, кроме указанных лиц, в данном жилом помещении в качестве членов его семьи проживают его мать Г. Л.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и внук супруги – П. А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В связи с увольнением с военной службы, в целях получения с учетом состава семьи жилого помещения для постоянного проживания в избранном месте жительства в городе Санкт-Петербург, истец просил суд признать членами семьи нанимателя служебного жилого помещения мать Г. Л.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь супруги П. (Г.) А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и внука супруги П. А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истец Гарматенко А.В. в судебном заседании не участвовал. Его представитель Аврамук А.В. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика - администрации МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» в судебном заседании не участвовал.

Третьи лица Гарматенко Л.И. и Пивоварова А.И., действующая также в интересах несовершеннолетнего Пивоварова А.С., считали иск подлежащим удовлетворению.

Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 18 апреля 2012 года в удовлетворении исковых требований Гарматенко А.В. отказано.

В апелляционной жалобе Гарматенко А.В. ставит вопрос об отмене решения в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, указав, что его мать, дочь супруги и внук супруги как иные родственники в соответствии с требованиями статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации могут быть признаны членами семьи нанимателя только в судебном порядке, а признание их членами семьи нанимателя служебного жилого помещения необходимо для последующего обеспечения его жилой площадью с учетом состава семьи в избранном постоянном месте жительства после увольнения с военной службы.

Истец, представитель ответчика и третьи лица, извещенные о дне судебного разбирательства надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем, в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав докладчика, исследовав материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Как следует из материалов дела, истец Гарматенко А.В. является военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в войсковой части <данные изъяты>, и проживает в служебном жилом помещении по адресу: <адрес>, предоставленном ему на состав семьи четыре человека, включая его самого, его супругу Г. Л.А., сына С. и дочь супруги А.. Все указанные члены семьи истца проживают в данном жилом помещении с момента его предоставления и состоят в нем на регистрационном учете. С 20.12.2008 года по настоящее время в нем также проживает и состоит на регистрационном учете мать истца - Г. Л.И., а с 30.08.2010 года внук супруги – П. А.С.

Договором найма служебного жилого помещения №470 от 30.08.2010 года, заключенным администрацией МО «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» с нанимателем служебной квартиры, расположенной по адресу: <адрес> - Гарматенко А.В., предусмотрено, что Г. Л.И., П. (Г.) А.И. и П. А.С. вселены в нее и проживают как члены семьи нанимателя.

В силу части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу положений части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и может выйти за их пределы только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Соответствующие разъяснения приведены и в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", где указано, что заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, поставленным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Дав оценку доказательствам по делу, районный суд, руководствуясь положениями части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу об отказе в иске в связи с отсутствием спора о праве, поскольку Г. Л.И., П. А.И. и П. А.С. вселены истцом и проживают в предоставленном ему служебном жилом помещении как члены семьи нанимателя, с согласия наймодателя.

Доводы апелляционной жалобы являются не состоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с абз. 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изменениями и дополнениями) военнослужащим - гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункта 5 статьи 2 указанного правового акта, социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены данным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей.

К членам семей военнослужащих, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено этим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Исходя из смысла приведенных норм, указанные в Законе социальные гарантии предоставляются непосредственно военнослужащим и распространяются на членов их семей.

Из изложенного следует, что реализация предусмотренных законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации льгот, гарантий и компенсаций для военнослужащих, в том числе связанная с обеспечением жилыми помещениями, ставится в зависимость от принадлежности граждан к членам семьи военнослужащего.

На основании п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 14.02.2000 N 9 при решении вопроса, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации. Так, как указано выше, часть 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относит проживающих совместно с ним супруга, а также детей и родителей данного нанимателя.

При этом в п. 17 вышеназванного Постановления Пленума ВС РФ указано, что в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Закона N 76-ФЗ на других родственников (не являющихся членами его семьи) социальные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом для членов семей военнослужащих, могут распространяться только при условии нахождения этих лиц на иждивении военнослужащего.

Анализ приведенных нормативно-правовых актов с учетом разъяснений, содержащихся в п. п. 17 и 22 Постановления Пленума ВС РФ, позволяет прийти к выводу о том, что необходимыми условиями обеспечения жильем вместе с военнослужащими иных лиц являются их близкое родство (либо нахождение гражданина Российской Федерации у военнослужащего на иждивении) и совместное с ним проживание.

Однако истцом требование в отношении матери Г. Л.И. о признании ее членом семьи военнослужащего не заявлялось. Что касается падчерицы П. А.И. и ее сына П. А.С., то данные лица могут рассматриваться в качестве членов семьи военнослужащего только в случае официального признания их состоящими у него на иждивении, тогда как нахождение на иждивении устанавливается в порядке, определенном нормами главы 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Однако, как усматривается из материалов дела, требование о признании П. А.И. и ее сына П. А.С. находящимися на иждивении заявлено не было.

Таким образом, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела в пределах заявленных истцом предмета и оснований иска, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства. Оснований для выхода за пределы заявленного предмета иска у суда не имелось.

Истец, в свою очередь, полагая свои права нарушенными, не лишен возможности обратиться в суд с иными требованиями по иным основаниям.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 18 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гарматенко А.В. - без удовлетворения.