Судья Хамидуллаева Р.Р. Дело № 33-1684/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г.Астрахань «6» июня 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе: председательствующего Баранова Г.В., судей областного суда Хаировой Д.Р., Сорокиной О.А., при секретаре Хоюровой Ю.П., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хаировой Д.Р. дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Маячнинский сельсовет» Икрянинского района Астраханской области на решение Икрянинского районного суда Астраханской области от 17 апреля 2012 года по гражданскому делу по заявлению прокурора Икрянинского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц об обжаловании бездействия органа местного самоуправления, УСТАНОВИЛА: Прокурор Икрянинского района Астраханской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании бездействия администрации МО «Маячнинский сельсовет» Икрянинского района Астраханской области незаконным, выразившегося в не устранении нарушений правил пожарной безопасности и возложении обязанности устранить выявленные нарушения. В обоснование требований прокурор указал, что в результате совместной с ОГПН по Икрянинскому району проверки в деятельности МО «Маячнинский сельсовет» выявлены нарушения правил пожарной безопасности. Бездействие муниципального образования по не устранению данных нарушений создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, уничтожению либо повреждению имущества физических и юридических лиц в случае возникновения пожара и иной чрезвычайной ситуации. В судебном заседании прокурор района поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить. Представители администрации МО «Маячнинский сельсовет» Икрянинского района Астраханской области Артемьева Е.Г., Ибрагимова Л.Д. требования не признали, просили в их удовлетворении отказать. Решением Икрянинского районного суда Астраханской области от 17 апреля 2012 года требования прокурора удовлетворены. Суд признал бездействие администрации МО «Маячнинский сельсовет» Икрянинского района Астраханской области по непринятию мер по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности незаконным и обязал устранить нарушения, провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия. В апелляционной жалобе Глава администрации муниципального образования «Маячнинский сельсовет» Артемьева Е.Г. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального и процессуального права, указав, что у прокурора отсутствовали полномочия на предъявление в суд заявления с указанными требованиями. Суд не учел, что администрацией сельсовета предпринимались меры для соблюдения требований пожарной безопасности, и формально разрешил дело. Выслушав докладчика, представителей администрации МО «Маячнинский сельсовет» Артемьеву Е.Г., Ибрагимову Л.Д., поддержавших доводы жалобы, прокурора Остроухову Н.В., полагавшую жалобу необоснованной, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. В соответствии с п.п.8, 9 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Согласно статье 19 Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» к полномочиям органов устного самоуправления поселений относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов. В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. В силу части 1 статьи 38 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления. Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, установлены Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313 (далее – Правила, ППБ 01-03). Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности (пункт 10 ППБ 01-03). Разрешая дело, суд пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора о признании незаконным бездействия администрации МО "Маячнинский сельсовет" Икрянинского района Астраханской области, выразившегося в не обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах данного муниципального образования, нарушающего права граждан на охрану жизни и здоровья. Судебная коллегия считает, что такой вывод суда основан на представленных доказательствах и соответствует фактическим обстоятельствам дела. Как следует из материалов дела и установлено судом, при проведении прокуратурой совместно с ОГПН по Икрянинскому району проверки обнаружены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: не созданы условия для организации добровольной пожарной охраны, а также участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности и иных формах; не проведена проверка сети противопожарного водопровода на работоспособность; не закреплен моторист (водитель) за приспособленной (переоборудованной) для цели пожара пожаротушения техникой, не проведена специальная подготовка моториста. Факт нарушения правил и норм пожарной безопасности судом установлен и подтверждается материалами дела. При таких обстоятельствах, суд обосновано признал бездействие администрации муниципального образования «Маячнинский сельсовет» незаконным и возложил на нее обязанность по устранению нарушения правил пожарной безопасности. Доводы апелляционной жалобы о том, что администрацией МО "Маячнинский сельсовет" принимались меры по устранению нарушений норм и правил пожарной безопасности, а именно: утверждена программа по развитию и совершенствованию добровольных пожарных дружин на 2010-2013 гг., проведены ремонт, монтаж отопления и электроснабжения в помещении пожарной части <адрес>, заключены договора на обучение мотористов нашли свое подтверждение материалами дела, однако данные меры являются недостаточными, нарушения требований пожарной безопасности, указанные в акте проверки соблюдения требований пожарной безопасности № от 14 марта 2012 года не устранены в полном объеме, в связи с чем, бездействие МО " Маячнинский сельсовет" установлено. Судебная коллегия не может согласиться с доводом жалобы о необоснованном обращении прокурора в суд с данным заявлением в интересах неопределенного круга лиц, поскольку согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Из заявления усматривается, что прокурор Икрянинского района обратился в суд с требованиями в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации сельсовета незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения. Таким образом, предметом обжалования является бездействие органа местного самоуправления, а заявленные прокурором требования о возложении на администрацию сельсовета обязанности устранить нарушенное право соответствуют положениям статей 254, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. С учетом установленного, оснований для иного вывода по существу заявленных требований у суда апелляционной инстанции не имеется, юридически значимые обстоятельства установлены судом правильно, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Иные доводы жалобы сводятся к переоценке выводов суда и не влияют на правильность принятого решение. Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда ОПРЕДЕЛИЛА: решение Икрянинского районного суда Астраханской области от 17 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Маячнинский сельсовет» Икрянинского района Астраханской области – без удовлетворения.