Судья Морозова О.А. № 33-1605/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Астрахань 30 мая 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе: председательствующего судьи Шустовой Т.П. судей областного суда Губернаторова Ю.Ю., Сорокиной О.А. при секретаре Харченко Г.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шустовой Т.П. дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Ростелеком» на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 10 апреля 2012 года по гражданскому делу по иску прокурора Кировского района г. Астрахани в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Ростелеком» в лице Астраханского филиала об оспаривании действий (бездействия), УСТАНОВИЛА: Прокурор Кировского района г. Астрахани обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчику об оспаривании действий (бездействия), указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в части организации рабочих мест для инвалидов и непредставления информации о квотировании рабочих мест для инвалидов в Астраханском филиале ОАО «Ростелеком», в ходе которой установлено, что среднесписочная численность работающих в Астраханском филиале ОАО «Ростелеком» составляет 1256 человек. Для указанной организации установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 3% к среднесписочной численности работников, что составляет 38 человек. В Астраханском филиале ОАО «Ростелеком» работает только 8 человек в счет квоты инвалидов и имеется 4 свободных рабочих места в рамках квоты, заявленной в установленном порядке в службу занятости для трудоустройства инвалидов. Таким образом, еще 26 рабочих мест не организовано в Астраханском филиале ОАО «Ростелеком» для работы инвалидов. Просил суд обязать ОАО «Ростелеком» в лице Астраханского филиала устранить допущенные нарушения в полном объеме ФЗ «О социальной защите инвалидов» и Закона Астраханской области «Об установлении организациям квоты для приема на работу инвалидов», создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов согласно квоте и предоставлять ежемесячно в ГУ «Центр занятости населения г. Астрахани» сведения о выполнении установленной квоты для трудоустройства инвалидов в размере 3% к среднесписочной численности работников организации с учетом изменения численности работников. В судебном заседании представитель прокуратуры Кировского района г. Астрахани Лиджи-Горяева Е.Б. просила суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Представители ОАО «Ростелеком» Шамсутдинов P.P., Баязитова Е.М. и Сальникова Л.В. требования прокурора не признали. Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 10 апреля 2012 года суд обязал ОАО «Ростелеком» в лице Астраханского филиала устранить допущенные нарушения в полном объеме ФЗ «О социальной защите инвалидов» и Закона Астраханской области «Об установлении организациям квоты для приема на работу инвалидов». Обязал ОАО «Ростелеком» в лице Астраханского филиала создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов согласно квоте и предоставлять ежемесячно в ГУ «Центр занятости населения г. Астрахани» сведения о выполнении установленной квоты для трудоустройства инвалидов в размере 3% к среднесписочной численности работников организации с учетом изменения численности работников. Взыскал с ОАО «Ростелеком» в лице Астраханского филиала госпошлину в доход бюджета МО «Город Астрахань» в размере <...> рублей. В апелляционной жалобе ОАО «Ростелеком» ставится вопрос об отмене решения суда ввиду незаконности и необоснованности, нарушения норм материального права, указано, что Астраханским филиалом ОАО «Ростелеком» в соответствии с требованиями Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» создаются и выделяются рабочие места для инвалидов в рамках установленной квоты. Суду представлены экспертные заключения о признании 219 рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, 198 – с напряженными условиями труда, 154 – с тяжелыми условиями труда, представлен перечень специальностей по штатному расписанию с вредными факторами и которые связаны со специальными требованиями законодательства. Заслушав докладчика, выслушав представителей ОАО «Ростелеком» Шамсутдинова P.P., Баязитову Е.М., поддержавших доводы жалобы, прокурора Остроухову Н.В., возражавшую против доводов жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему. Статьей 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Таким образом, законодатель установил определенную защиту отдельных категорий граждан, в частности, инвалидов. В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости, в том числе путем создания учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для их трудоустройства. В силу требований статьи 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Согласно статье 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Статьей 1 Закона Астраханской области от 27 декабря 2004 года № 70/2004-03 «Об установлении организациям квоты для приема на работу инвалидов» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 3-х процентов к среднесписочной численности работников. В соответствии с частью 3 статьи 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов - о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Из материалов дела следует, что проведенной прокуратурой проверкой по соблюдению законодательства о социальной защите инвалидов в части организации рабочих мест для инвалидов и предоставления информации о квотировании рабочих мест для инвалидов в Астраханском филиале ОАО «Ростелеком» выявлены нарушения требований законодательства о занятости населения и защите прав инвалидов. Судом установлено, что среднесписочная численность работающих в АФ ОАО «Ростелеком» составляет 1256 человек, квота составляет 38 человек. Согласно информации ГУ «Центр занятости населения в г. Астрахани» на 10 октября 2011 года АФ ОАО «Ростелеком» предоставлены следующие сведения: в счет квоты инвалидов в АФ ОАО «Ростелеком» работает 8 человек и имеется 4 вакантных места в рамках квоты для трудоустройства инвалидов. Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела. Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и с учетом требований закона, правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований, поскольку обязанность создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в Астраханском филиале ОАО «Ростелеком» статей 20, 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статьи 1 Закона Астраханской области «Об установлении организациям квоты для приема на работу инвалидов», однако ответчиком не исполнена. При этом трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты производится по направлению территориальных органов государственной службы занятости населения с учетом предложений территориальных органов социальной защиты, а также общественных организаций инвалидов либо с учетом заявлений инвалидов, испытывающих трудности в поисках работы. Доказательства того, что с учетом рода деятельности ответчика невозможно создать или выделить места для инвалидов в пределах установленной законом квоты, ответчиком в суд представлены не были. При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит. Доводы жалобы о том, что федеральное законодательство, обязывая работодателя создавать или выделять рабочие места для приема инвалидов, не связывает его временными рамками, т.е. предоставляет работодателю самостоятельно, с учетом производственной необходимости и их востребованности создавать или выделять рабочие места для инвалидов в рамках установленной квоты, являются неправомерными, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства. Доводы о наличии на предприятии вредных и опасных производственных факторов не могут служить основанием к отмене судебного решения, поскольку согласно представленным в материалах дела экспертным заключениям, а также перечню специальностей по штатному расписанию Астраханского филиала ОАО «Ростелеком» из 1256 рабочих мест на 1198 местах трудоустройство инвалидов противопоказано. Таким образом, на предприятии имеются рабочие места в количестве 58, что позволяет выполнить предусмотренную законом обязанность по созданию необходимого количества рабочих мест для инвалидов в рамках квоты. Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено. Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, О П Р Е Д Е Л И Л А: решение Кировского районного суда г. Астрахани от 10 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Ростелеком» - без удовлетворения.