Удовлетворяя заявление, суд правильно исходил из требований Закона АО `О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области`, согласующихся с нормами ФЗ `Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан`.



судья Кузнецов А. В. гр. дело № 33 - 1994/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 27 июня 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Баранова Г. В.

судей областного суда: Сорокиной О. А., Степина А. Б.

при секретаре Аброськиной И. А.

заслушав в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Баранова Г. В. дело по апелляционной жалобе М. на решение Красноярского районного суда Астраханской области от 19 июня 2012 года по делу по заявлению И. об отмене постановления избирательной комиссии муниципального образования « Степновский сельсовет » *** от *** года « О регистрации М. кандидатом на должность главы муниципального образования « Степновский сельсовет », выдвинутого в порядке самовыдвижения »,

установила:

И., зарегистрированный по единому избирательному округу « Степновский сельсовет » кандидатом на должность главы муниципального образования « Степновский сельсовет » обратился в суд с заявлением, в обоснование которого указал, что *** года избирательной комиссией муниципального образования « Степновский сельсовет » вынесено постановление *** «О регистрации М. кандидатом на должность главы муниципального образования « Степновский сельсовет », выдвинутого в порядке самовыдвижения » в нарушение статьи 38 Федерального закона « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации », в представленных М. подписных листах присутствуют нарушения требований указанного закона, влекущих признание всех подписей избирателей недействительными, и как следствие, отказ в регистрации. В частности, в графах 2-5 подписного листа сведения об избирателях внесены одной рукой, то есть, сборщиком подписей, а заверены подписные листы другим лицом. И. просит суд отменить постановление избирательной комиссии муниципального образования « Степновский сельсовет » *** от *** года « О регистрации М. кандидатом на должность главы муниципального образования « Степновский сельсовет », выдвинутого в порядке самовыдвижения ».

В судебном заседании представитель И.К. заявление поддержал. М. просил в удовлетворении заявления отказать. Председатель избирательной комиссии муниципального образования « Степновский сельсовет » - А. признав наличие нарушений, решение оставила на усмотрение суда. Председатель территориальной избирательной комиссии Красноярского района Астраханской области – Д. просила удовлетворить заявление.

Решением Красноярского районного суда Астраханской области от 19 июня 2012 года постановление избирательной комиссии муниципального образования « Степновский сельсовет » *** от *** года « О регистрации М. кандидатом на должность главы муниципального образования « Степновский сельсовет », выдвинутого в порядке самовыдвижения » признано незаконным и отменено.

В апелляционной жалобе М. ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушения норм процессуального права, в обоснование жалобы указано, что факт нахождения его в отпуске не может служить основанием признания подписей избирателей недействительными, кроме того, обжалуемое постановление принято *** года, срок его обжалования истек *** года, заявление И. поступило в суд *** года, то есть, за пределами процессуального срока, суд обязан был прекратить производство по делу.

Заслушав М., его представителя – М., поддержавших жалобу, представителя И.К., председателя избирательной комиссии муниципального образования « Степновский сельсовет » - А., председателя территориальной избирательной комиссии Красноярского района Астраханской области – Д., возражавших относительно жалобы, выслушав мнение прокурора Н., полагающего, что решение является законным и обоснованным, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67 - ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) – также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации » в поддержку выдвижения кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 настоящей статьи, но не может составлять менее 10 подписей.

Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.

Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

Основания для отказа в регистрации кандидата предусмотрены пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.

Подпунктом « д » пункта 24 указанной статьи в качестве основания для отказа в регистрации предусмотрено недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и(или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и(или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, неявляется основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

В соответствии с пунктом 3 статьи 42 Закона Астраханской области от 02 марта 2009 гола № 9/2009-ОЗ « О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области » количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, выдвинутого в одномандатном или едином избирательном округе, составляет 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не менее десяти подписей.

Право сбора подписей избирателей принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным. Кандидат, избирательное объединение могут заключать с лицом, собирающим подписи избирателей, договор о сборе подписей (пункт 8 статьи 42 Закона Астраханской области от 02 марта 2009 года № 9/2009-ОЗ).

В соответствии с пунктом 10 статьи 42 Закона Астраханской области от 02 марта 2009 года № 9/2009-ОЗ каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

На основании пункта 1 статьи 46 Закона Астраханской области « О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области » соответствующая избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям настоящего Закона.

В силу пункта 2 статьи 42 названного закона если кандидатом, избирательным объединением представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата, списка кандидатов, соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Для проведения указанной проверки избирательная комиссия вправе образовать рабочую группу в составе членов избирательной комиссии с правом решающего голоса (не менее трех человек), а также работников аппарата избирательной комиссии.

Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах.

По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 9 статьи 46 Закона Астраханской области от 02 марта 2009 года № 9/2009-ОЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 6 статьи 47 Закона Астраханской области от 02 марта 2009 года № 9/2009-ОЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество представленных для регистрации достоверных подписей избирателей или выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

Материалами дела установлено и не оспаривается сторонами, что *** года избирательной комиссией муниципального образования « Степновский сельсовет » принято постановление ***, которым М., выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом на должность главы муниципального образования « Степновский сельсовет », решение принималось на основании представленных М. документов, сбор подписей избирателей и заполнение подписных листов осуществлялось непосредственно М.

Из исследованных подписных листов, представленных М. видно, что в сведениях о кандидате им указано, что работает управляющим ВТФ УМСХП « <данные изъяты> », согласно представленной кандидатом справки с места работы от *** года М. работает управляющим ВТФ И ОТФ в УМСХП « <данные изъяты> », данное несоответствие сведений было выявлено рабочей группой при проверке подписных листов, о чем было сообщено М.

Из дела видно, что *** года М. представил избирательной комиссии справку и выписку из приказа с мета работы, согласно которой, он является управляющим ВТФ в УМСХП « <данные изъяты> », что соответствует сведениям о кандидате, отраженным в подписных листах, однако, согласно приказа *** от *** года М. освобожден от управления ОТФ на <данные изъяты> месяца *** года в связи с предстоящими выборами главы муниципального образования « Степновский сельсовет ».

Таким образом, районный суд пришел к обоснованному выводу о том, что при наличии выявленных нарушений закона, наличия оснований для признания всех представленных подписей избирателей недействительными, у избирательной комиссии муниципального образования « Степновскй сельсовет » отсутствовали законные основания для регистрации М. кандидатом на должность главы муниципального образования « Степнойский сельсовет » на основании подпункта 8 пункта 9 статьи 46 Закона Астраханской области « О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области » по причине несоответствия сведений о занимаемой должности кандидата, указанных в подписных листах сведениям, представленным М. с места работы..

Удовлетворяя требования заявления, суд первой инстанции правильно исходил из вышеуказанных требований Закона Астраханской области « О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области », согласующихся с нормами Федерального закона « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан ».

Судебная коллегия считает выводы районного суда законными и обоснованными, а оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Какие-либо доказательства, опровергающие выводы суда, в судебном заседании суда апелляционной инстанции не представлены.

Судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы относительно нарушений норм процессуального законодательства.

В соответствии со статьей 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения. Установленный настоящей частью процессуальный срок восстановлению не подлежит.

Из дела видно, обжалуемое постановление принято ***, срок его обжалования истек ***.

Согласно пункта 2 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации письменные заявления, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок. Поэтому днем подачи заявления следует считать дату почтового штемпеля отделения связи, через которое отправляется заявление в суд.

Согласно почтового конверта, заявление И. о признании постановления избирательной комиссии муниципального образования « Степновский сельсовет » *** от *** года, недействительным, было направлено в адрес Красноярского районного суда Астраханской области *** года, то есть, в срок, установленные статьей 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы направлены на иное, неправильное толкование норм материального и процессуального права и переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.

Ссылки в апелляционной жалобе на якобы допущенные судом нарушения норм процессуального права являются необоснованными. Обстоятельства, на которые ссылаются заявитель, в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являются безусловными основаниями для отмены судебного решения. Данных, которые свидетельствовали бы о том, что эти нарушения привели к неправильному разрешению дела, апелляционная жалоба заявителя не содержит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,

определила:

решение Красноярского районного суда Астраханской области от 19 июня 2012 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу М. – без удовлетворения.