Удовлетворяя требования прокурора,суд правомерно пришел к выводу,что на местные органы возложена обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, заключающееся в создании маневренного фонда для временного проживания



Судья Яковлев Д.Ю. дело № 33-2970/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 03 октября 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Шустовой Т.П.,

судей областного суда Баранова Г.В, Лавровой С.Е.,

при секретаре Редькиной А.В.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е.

дело по апелляционной жалобе Муниципального образования «Астраханский сельсовет» Наримановского района Астраханской области

на решение Наримановского районного суда Астраханской области от 06 августа 2012 года

по исковому заявлению прокурора Наримановского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Астраханский сельсовет» Наримановского района Астраханской области о создании маневренного фонда на территории МО «Астраханский сельсовет»,

У С Т А Н О В И Л А :

Прокурор Наримановского района Астраханской области обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации МО «Астраханский сельсовет» о создании маневренного фонда на территории МО «Астраханский сельсовет», указав в заявлении, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения прав граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресу: <.....>. В результате проверки выявлено, что указанные дома являются многоквартирными и на основании заключения межведомственной комиссии от 21 февраля 2011 г., утвержденного постановлением администрации МО «Астраханский сельсовет» от 17 марта 2011 г. признаны аварийными и подлежащими сносу. В связи с тем, что в муниципальном образовании отсутствует свободное муниципальное жилье, предоставляемое по договорам социального найма, расселить граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах, не представляется возможным. В связи с чем, прокурор просил обязать администрацию МО «Астраханский сельсовет» Наримановского района Астраханской области создать на территории муниципального образования «Астраханский сельсовет» маневренный фонд для временного проживания граждан, проживающих в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <.....>; <.....>; <.....>; <.....>; <.....>, признанных в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу.

В судебном заседании помощник прокурора Наримановского района Астраханской области Харченко А.С. исковые требования поддержала в полном объёме, просила их удовлетворить.

Представители администрации МО «Астраханский сельсовет» Синельникова Т.П., Шаматова А.О. исковые требования прокурора не признали и пояснили, что в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлен исчерпывающий перечень вопросов местного значения городских и сельских поселений, к которому, по мнению ответчика не относится создание маневренного фонда. Кроме того, муниципальный жилищный фонд администрации МО «Астраханский сельсовет» составляют жилые помещения, признанные в установленном законом порядке ветхими и аварийными, иного свободного муниципального жилья нет, следовательно, маневренный фонд ввиду указанных обстоятельств образован быть не может.

В судебное заседание представители администрации МО «Наримановский район» Астраханской области, Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились. Просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Решением Наримановского суда Астраханской области от 06 августа 2012 года требования прокурора Наримановского района Астраханской области удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе администрацией МО «Астраханский сельсовет» ставится вопрос об отмене решения в связи нарушением норм материального и процессуального права.

На заседание судебной коллегии не явились представители администрации МО «Наримановский район» Астраханской области, администрации МО «Астраханский сельсовет», Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, о времени и месте судебного заседания указанные лица извещены заблаговременно и надлежаще, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили. Учитывая надлежащее извещение сторон и в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия определила, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав докладчика, прокурора Дюйсембееву Э., о законности принятого решения, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам жалобы.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии с пунктами 6, 7, 8, 9 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ (ред. от 03.11.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

При этом в соответствии с пунктом 3 частью 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Как указано в пунктах 1 и 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля над его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

В муниципальной собственности находится маневренный жилищный фонд, предназначенный: для временного проживания граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся муниципальные жилые помещения; для граждан - несостоятельных должников, утративших жилые помещения, полученные за счет кредитов или целевых займов и заложенные в их обеспечение, если на момент обращения у них нет другого жилья; для граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

Непригодность жилых домов для проживания является следствием естественного износа, природных условий, бесхозяйственного содержания дома. Признание жилых помещений непригодными для проживания находится в компетенции органа местного самоуправления в отношении муниципального жилищного фонда (пункт 8 часть 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Материалами дела установлено и сторонами не оспаривается, что на территории администрации МО «Астраханский сельсовет» отсутствует специализированный жилой фонд в виде жилых помещений маневренного фонда, что нарушает права граждан, проживающих в непригодных жилых помещениях, представляющих опасность для их жизни и здоровья.

Учитывая установленные обстоятельства и требования закона, суд правомерно пришел к выводу о том, что на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, заключающееся в создании на территории муниципального образования «Астраханский сельсовет» маневренного фонда для временного проживания граждан, проживающих в многоквартирных домах.

Доводы представителя Администрации МО «Астраханский сельсовет» в той части, что создание маневренного фонда не закреплено за местной администрацией, является не состоятельными и не основаны на законе, поскольку именно на органы местного самоуправления возложено создание маневренного фонда и (или) коммерческого жилищного фонда.

Оснований для отмены состоявшегося судебного решения не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Наримановского районного суда Астраханской области от 06 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации МО «Астраханский сельсовет» Наримановского района Астраханской области - без удовлетворения.