Поскольку к полномочиям органов местного самоуправления относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, суд правомерно обязал администрацию района города ликвидировать несанкционированное размещение отходов на улицах района



Судья Кострыкина И.В. Дело № 33-2853/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Астрахань 26 сентября 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Мухамбеталиевой Н.Х.

судей областного суда Коробченко Н.В., Стус С.Н.

при секретаре Хоюровой Ю.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мухамбеталиевой Н.Х. дело по апелляционной жалобе главы администрации Советского района г.Астрахани и апелляционному представлению исполняющего обязанности прокурора Советского района г.Астрахани Мязина А.И. на решение Советского районного суда г. Астрахани от 16 июля 2012 года по гражданскому делу по иску прокурора Советского района города Астрахани в интересах неопределенного круга лиц к администрации Советского района г.Астрахани о признании действий незаконными, возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Советского района г. Астрахани, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Советского района г. Астрахани о признании незаконными действий, выразившихся в несанкционированном размещении отходов по ул. Кабардинская, напротив дома №38, от ул.Кабардинская, д.34 до пересечения с ул. Баталова, дом №1 (за контейнерами) непосредственно на водоохранной береговой зоне р.Царев по ул.Кабардинская, напротив дома №22, за стеной Астраханской таможни и обязании ликвидировать вышеуказанную несанкционированную свалку.

В обоснование своих требований прокурор Советского района г. Астрахани указал, что в ходе проведения прокуратурой района совместно с представителями Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области обследования земельного участка, расположенного на территории Советского района г.Астрахани, установлено, что по ул.Кабардинская, напротив д.№38 находятся 4 контейнера для мусора. Контейнерная площадка не оборудована надлежащим образом, не ограждена. Территория вокруг контейнеров захламлена бытовыми отходами. От ул.Кабардинская, д.34 до пересечения с ул.Баталова, д.№1 (за контейнерами) непосредственно на водоохранной береговой зоне р.Царев, протяженностью 70 м. повсеместно, несанкционированно на почве размещены отходы производства и потребления. По ул.Кабардинская, напротив д. № 22, за стеной Астраханской таможни на почве находится один переполненный контейнер. Контейнерная площадка не оборудована надлежащим образом, не ограждена. Территория вокруг контейнера захламлена бытовыми отходами. Несанкционированно на почве, вокруг контейнера размещены отходы производства и потребления, а также непосредственно на водоохранной береговой зоне р.Царев. Вышеуказанные свалки размещены на землях муниципального образования «город Астрахань».

Истец просил суд признать действия администрации Советского района г.Астрахани в части несанкционированного размещения отходов по ул. Кабардинская, напротив дома №38, от ул.Кабардинская, д.34 до пересечения с ул. Баталова, дом №1 (за контейнерами) непосредственно на водоохранной береговой зоне р.Царев по ул.Кабардинская, напротив дома № 22, за стеной Астраханской таможни, незаконными. Обязать администрацию Советского района г.Астрахани ликвидировать несанкционированную свалку отходов по ул. Кабардинская, напротив дома №38, от ул.Кабардинская, д.34 до пересечения с ул. Баталова, дом №1 (за контейнерами) непосредственно на водоохранной береговой зоне р.Царев по ул.Кабардинская, напротив дома № 22, за стеной Астраханской таможни.

В судебном заседании представитель заявителя - помощник прокурора Советского района г.Астрахани Богатыренко В.И. требования поддержала, изложив доводы, указанные в заявлении, просила их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица - Администрации Советского района г. Астрахани в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил заявление, в котором просили слушание дела отложить в связи с занятостью представителя в другом судебном заседании.

Решением Советского районного суда г. Астрахани от 16 июля 2012 года признаны незаконными действия администрации Советского района г.Астрахани в части несанкционированного размещения отходов по ул. Кабардинская, напротив дома 38, от ул. Кабардинская, д. 34 до пересечения с ул. Баталова, д.1 (за контейнерами) на водоохраной береговой зоне р.Царев по ул. Кабардинская, напротив дома 22, за стеной Астраханской таможни. Суд обязал администрацию Советского района г.Астрахани ликвидировать несанкционированную свалку отходов по ул. Кабардинская, напротив дома 38, от ул. Кабардинская, д. 34 до пересечения с ул. Баталова, д.1 (за контейнерами) на водоохранной береговой зоне р.Царев по ул. Кабардинская, напротив дома 22, за стеной Астраханской таможни в течение недели со дня вступления в законную силу решения суда.

В апелляционной жалобе представитель администрации Советского района города Астрахани ставит вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Администрация не совершала каких-либо действий и не давала разрешения на совершение кому-либо действий по размещению отходов производства и потребления по ул. Кабардинская, напротив дома 38, от ул. Кабардинская, д. 34 до пересечения с ул. Баталова, д.1 (за контейнерами) на водоохранной береговой зоне р.Царев по ул. Кабардинская, напротив дома 22, за стеной Астраханской таможни. Суд не учел, что распоряжением администрации города Астрахани от 02.02.2012 года № 48-р «О передаче отдельных полномочий управлением благоустройства и озеленения города и управлением по капитальному строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации города администрациям районов города» администрации районов переданы полномочия по ликвидации несанкционированных свалок на муниципальных земельных участках, но мероприятия по соблюдению природоохранного законодательства не переданы.

В апелляционном представлении и.о. прокурора Советского района г.Астрахани просит решение Советского района г.Астрахани в части признания незаконными действий ответчика по несанкционированному размещению отходов отменить, в остальной части решение оставить без изменения.

Выслушав докладчика, объяснения представителя главы администрации Советского района г.Астрахани и администрации города Астрахани Плаксина А.П., поддержавшего доводы жалобы, прокурора Дюйсембееву Э.М., поддержавшую доводы апелляционного представления, проверив материалы гражданского дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося судебного решения.

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, что закреплено ст. 42 Конституции Российской Федерации.

На основании ст.51 ФЗ-7 от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 22 Федерального Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Советского района г.Астрахани совместно с представителями Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области произведено обследование земельного участка, расположенного на территории Советского района г.Астрахани, в ходе которого установлено, что по ул.Кабардинская, напротив д. № 38 на почве находятся 4 контейнера. Контейнерная площадка не оборудована надлежащим образом, не ограждена. Территория вокруг контейнеров захламлена бытовыми отходами. Несанкционированно на почве, вокруг контейнерной площадки размещены отходы производства и потребления. От ул.Кабардинская, д.34 до пересечения с ул.Баталова, д.№1 (за контейнерами) непосредственно на водоохраной береговой зоне р.Царев, протяженностью 70 м. повсеместно, несанкционированно на почве размещены отходы производства и потребления. По ул.Кабардинская, напротив д. № 22, за стеной Астраханской таможни на почве находится один переполненный контейнер. Контейнерная площадка не оборудована надлежащим образом, не ограждена. Территория вокруг контейнера захламлена бытовыми отходами. Несанкционированно на почве, вокруг контейнера размещены отходы производства и потребления, а также непосредственно на водоохранной береговой зоне р.Царев.

Данные обстоятельства подтверждаются актом Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области по результатам обследования земельного участка по ул. Кабардинская, напротив дома №38, от ул.Кабардинская, д.34 до пересечения с ул. Баталова, дом №1 (за контейнерами) непосредственно на водоохраной береговой зоне р.Царев по ул.Кабардинская, напротив дома №22, за стеной Астраханской таможни на предмет несанкционированных свалок отходов производства и потребления от 23.05.2012г.

Разрешая требования по существу, районный суд принял во внимание, что заинтересованным лицом не представлено доказательств обратному, и пришел к выводу, что заявленные прокурором требования об обязании администрацию Советского района г.Астрахани ликвидировать несанкционированную свалку отходов являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы апелляционной жалобы о том, что администрации района не переданы полномочия по соблюдению природоохранного законодательства, исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города является администрация города Астрахани, которая осуществляет управление и контроль в области охраны окружающей среды, а администрация Советского района является лишь структурным подразделением, являются не состоятельными и не могут служить основанием к отмене решения суда по следующим основаниям.

Согласно части 6 статьи 58 Устава муниципального образования «Город Астрахань», принятого решением городского Совета города Астрахани № 52/а от 6 июля 2004 года, в сфере экологии и охраны окружающей среды администрация г. Астрахани обеспечивает проведение на территории города Астрахани мероприятий по охране окружающей среды; осуществляет в соответствии с законодательством управление и контроль в области охраны окружающей среды.

В части 15 статьи 58 Устава указано, что в сфере благоустройства, озеленения, санитарной очистки администрация г. Астрахани обеспечивает сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории города Астрахани; организует проведение на территории города Астрахани гигиенических и санитарно-эпидемиологических мероприятий, а также обеспечивает соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов.

Распоряжением администрации г. Астрахани от 2 февраля 2012 года № 48-р «О передаче отдельных полномочий управлением благоустройства и озеленения города и управлением по капитальному строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации города администрациям районов города» переданы мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок.

Поскольку к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, суд первой инстанции правомерно обязал администрацию Советского района г. Астрахани ликвидировать несанкционированное размещение отходов на улицах Советского района г.Астрахани. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Следовательно, администрация Советского района г. Астрахань на своей территории отвечает за организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Данную обязанность она должна осуществлять. При этом, отсутствие денежных средств, либо иные вопросы, относящиеся к компетенции администрации по исполнению указанной обязанности, не должны влиять на права граждан на проживание либо нахождение в санитарно благополучном районе.

Доводы жалобы администрации Советского района г. Астрахани в данной части не могут быть признаны состоятельными, так как направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, районный суд принял решение о признании незаконными действий администрации Советского района г. Астрахани, выразившихся в несанкционированном размещении отходов.

Судебная коллегия считает, что решение в этой части подлежит уточнению.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не представлены доказательства в обоснование своих доводов о том, что несанкционированная свалка образовалась в результате действий администрации Советского района г. Астрахани.

Судебная коллегия полагает необходимым уточнить решение суда в этой части и признать незаконными бездействие администрации Советского района г. Астрахани по своевременной ликвидации образовавшихся отходов, мусора.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Внести уточнения в резолютивную часть решения Кировского районного суда г.Астрахани от 16 июля 2012 года, признать незаконными бездействие администрации Советского района г.Астрахани по своевременной ликвидации образовавшихся отходов, мусора по ул. Кабардинская, напротив дома 38, от ул. Кабардинская, д. 34 до пересечения с ул. Баталова, д.1 (за контейнерами) на водоохранной береговой зоне р.Царев по ул. Кабардинская, напротив дома 22, за стеной Астраханской таможни.

В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации Советского района г.Астрахани, апелляционное представление исполняющего обязанности прокурора Советского района г.Астрахани Мязина А.И.- без удовлетворения.